Как я анонсировал в предыдущей статье про походы в мотомагазины, тут я бы хотел рассказать про некоторые особенности нашего законодательства.
Данная статья не имеет прямого отношения к мотоциклам и мотобезопасности, однако, глядя вокруг и поражаясь безграмотности граждан относительно законодательства, захотелось написать небольшую статью на эту тему.
Все мы являемся потребителями. Каждый день что-то покупаем. Некоторые пользуются только оффлайн магазинами, а некоторые вовсю используют чудеса технического прогресса и постоянно закупаются в интернете. Повсюду отношения потребителя и продавца регулируются Законом о Защите Прав Потребителей (ЗоЗПП) (в преамбуле, кстати, можно прочитать определения потребителя и продавца - это важные понятия). Дальше я максимально простыми и понятными словами объясню, на что вы имеете право после и во время покупки, а на что нет. Всё, что будет описано ниже, имеет под собой чёткие определения и ссылки на закон. Если я где-то не указал откуда я взял, что оно вот так, а не эдак, с радостью отвечу на вопросы в комментариях. Цель данной статьи - избавить потенциальных потребителей от ряда заблуждений (которые пропагандируются в дурацких передачах по ТВ), и рассказать, как оно на самом деле в реальной жизни, а так же дать пару полезных советов по тому, как действовать в случае проблем.
Сначала поговорим про интернет, т.к. вопрос дистанционных продаж регулирует всего одна статья (26.1).
Во-первых: нужно запомнить, что дистанционной считается покупка, при совершении которой Вы не можете физически ознакомиться с товаром или образцом - пощупать его, примерить, осмотреть и пр. Простыми словами: если Вы сначала оплатили товар, потом получили его, то покупка дистанционная. Если наоборот, то обычная.
У дистанционных покупок есть свои преимущества и недостатки. Главный недостаток очевиден: иногда хочется пощупать вещь, а возможности нет. С другой стороны имеется мощное преимущество: можно вернуть любую покупку в течение 7 дней без объяснения причин и каких-либо ограничений по принадлежности товаров к категории невозвратных товаров (о них дальше). Единственное условие: товар не должен быть б/у (должны быть сохранены заводская упаковка и все ярлыки). При нарушении товарного вида, вернуть или обменять товар нельзя.
Есть ещё нюансы: способ возврата товара никак не оговорён. Интернет магазин не обязан иметь шоурум или торговый зал, соответственно, вас могут попросить отправить товар по почте даже в пределах одного города, вместо того, чтобы принять его в офисе. Нарушением это не является. Так что, если Вы не уверены в том, что товар Вам подойдёт, а проверить его до оплаты нельзя, обязательно выясните, каким образом осуществляется возврат. Может получиться, что вам будет проще сходить в обычный магазин за нужным товаром, даже если он там дороже.
Второй нюанс: в ЗоЗПП нет ответственности за просрочку возврата денег по ст.26.1. По другим статьям есть, а по этой - нет. Срок возврата денег предусмотрен, но если продавец в него не уложится, то наказать его будет реально только в рамках Гражданского Кодекса (ГК), согласно которому пени буду мизерные. Такой вот недосмотр законодателей.
И самый главный нюанс, касающийся любителей Луиса и других дешёвых забугорных магазинов: если зарубежный магазин каким-либо образом нарушит свои обязательства, то пожаловаться на него Вы сможете разве что в СпортЛото, поскольку российская юрисдикция им до одного места. Единственное, на что можно расчитывать - это на то, что магазин окажется порядочным и не захочет репутационных потерь. В противном случае Вы можете попрощаться с деньгами. Справедливости ради необходимо отметить, что большинство европейских магазинов дорожат репутацией и борются за клиентов. Про Китай этого же сказать нельзя, хотя и там ситуация меняется в последние годы.
Применительно к мотоциклам я бы сказал, что в интернет магазинах лучше покупать те вещи, которые нет необходимости примерять (расходники, запчасти, товары, которые Вы уже мерили в других оффлайн магазинах, а потом заказали в интернете и пр.). Либо, если необходима примерка, брать там, где эта услуга доступна. Обращаю Ваше внимание на то, что никакой интернет магазин не обязан вам давать мерить то, что Вы заказали. Возмущаться при доставке, что вам не дают примерить, а зачастую даже просто открыть упаковку - бессмысленно. Строго говоря, исходя из определения дистанционной покупки, в случае наличия примерки/осмотра до оплаты покупки, такая покупка внезапно перестаёт быть дистанционной. Из этого возникают сразу же ряд нюансов, о которых мы поговорим во второй части.