Как насчет погрузиться в атмосферу советской эстетики нашего города? Это у нас есть. Мы задались вопросом: а снимали ли в Волгограде кино? И оказалось, что снимали, правда давно.
Так что приглашаем на обзорную экскурсию по Сталинграду-Волгограду времен советского кинематографа.
«Надежда», Сергей Герасимов, 1954 г.
Один из самых ранних фильмов в нашем списке, где засветился наш город. Он же, по совместительству, самый короткий. В 46 минутах хронометража запечатлена дилемма главной героини Нади Вахмистровой: уехать на освоение целины по зову партии или остаться дома со своим возлюбленным, бригадиром колхоза Григорием. Решение, естественно, неоднозначное. Для чего, казалось бы, бросать уже закрепленное за ними место?
Главным героям не чуждо человеческое сомнение в правильности решений, что делает их живыми в глазах зрителей. Герасимов в своей работе попытался запечатлеть то время, когда каждый для себя делал выбор между личными интересами и приказом Союза.
Фильм начинается со статуи, украшающей здание Волгоградского Планетария. Внимательный зритель также увидит там улицу Мира, Центральную набережную и Железнодорожный вокзал «Волгоград-1».
«Я купил папу», Илья Фрэз, 1962 г.
По сюжету, мать-одиночка воспитывает маленького сына. Маленький Дима с завистью смотрит на сверстников с папами, но мириться с ситуацией не собирается. Он выяснил у матери, что был куплен в магазине, и всерьез удивился, что ей не хватило денег ему на отца. Должно быть, потратила последние сбережения на мороженое. Ну что же поделать? Значит, он сам себе его найдет и возьмет.
Картина легкая для просмотра. Очень трогательно о ранних детских переживаниях без очевидного давления на жалость. Хоть жанр и определен как «комедия», стоит сказать, что получилось довольно грустно. Мы предупреждали.
А в кадре Волгограда оказалось не так много: Аллея Героев (старая, еще не застроенная «стекляшками») и мельница Гернгардта.
«Город первой любви», Манос Захариас, Борис Яшин, 1970 г.
А эта лента была снята полностью в Волгограде и области. В трёх новеллах отражен дух исторических этапов: Царицын 1919 года, Сталинград 1929 и 1942 года и Волгограда времен киносъемок.Как следует из названия, истории расскажут нам про любовь, идущую сквозь войну, классовые и гражданские различия.
Так как главное место действия — наш родной город на Волге, пейзажей здесь предостаточно. Например, Центральная набережная, Волгоградский тракторный завод и зал Воинской славы на Мамаевом Кургане.
«Скорость», Дмитрий Светозаров, 1983 г.
Кино родом из 80-х с Дмитрием Харатьяном главной роли. Это такой советский предвестник многочисленных сегодняшних фильмов про гонки. В то время за такую тему мало кто брался. Завязка такая: Гриша Яковлев (герой Дмитрия Харатьяна), местный мастер на все руки, собирает собственный автомобиль и чуть не побеждает в соревнованиях. Его талант не остается незамеченным — руководитель конструкторского бюро берет Гришу себе под крыло и устраивает парня в институт.
Самое интересное начинается тогда, когда между двумя мужчинами появляется женщина. Главный персонаж стоит перед выбором: либо любовь, либо гонки и успех.
А что по декорациям фильма, Волгограда здесь тоже немного. Если приглядеться, можно увидеть дворик и коридоры ВГСПУ.
«Железное поле», Ярополк Лапшин, 1986 г.
Картина-флешбек, воспоминание о былых травмах, непоправимых потерях от войны. Чтобы попасть в ряды фронтовиков, Владимир Бобылев решил прибавить к возрасту два года. Накануне 60-летия, когда уже не было нужды в сокрытии правды, он возвращается в родной город. Его друг предлагает пройтись по местам былых действий в Волгограде.
Мир, кажется, слишком тесен — во время экскурсии он знакомится с немецкими туристами, с одним из которых они когда-то разделили поле боя.
Здесь мы снова видим центр города: здание Главпочтамта, Универмаг, панорамный вид на Волгу и даже кусочек Речпорта.
Текст: Анастасия Сметанникова
Фото: Кадры из фильмов