Задавать задания на дом в первом классе нельзя. Это приказ министерства. Иногда его соблюдают, часто – нет. Я с детьми столкнулась с обоими вариантами.
У старшего сына учитель сразу сообщила, что на дом задавать будет. Родители сильно против не были и приняли такой факт. Поэтому задавали нам полноценно. Лист в прописи, номер-два по математике и презентации по окружающему миру, поделки, конференции и т.п. Оценки не ставили, но тетради проверяли, ошибки исправляли и вклеивали наклейки «отлично». Именно тогда я приучила ребенка приходить и садиться за уроки, потому что через два часа нужно было ехать на тренировку. Во втором классе никаких сюрпризов по успеваемости ни у кого из одноклассников не было. Жизнь шла своим чередом. Некоторые перешли в другие учебные заведения и их успеваемость даже повысилась. Хорошисты стали отличниками. В 5 классе тоже каких-то неожиданных скачков не случилось.
У младшего сына ситуация была наоборот. На вопрос учителя на собрании задавать ли детям уроки, все дружным хором решили «нет». Я сначала смирилась и доверилась педагогу, но уже после первой четверти поняла, что так оставлять это нельзя. Половина прописей и рабочих тетрадей были пустыми. Дети пишут очень медленно. Им не хватает урока, чтобы отработать материал. Толком не научились писать одну букву, уже переходили к следующей. Все, что изучали в школе – забывалось на следующий день. Материал совсем не был отработан. В тетрадях была ошибка на ошибке. Наверное, у очень талантливого педагога все могло быть под контролем. Но у нас самая обычная среднестатистическая учительница, каких большинство в любой школе. И такие же обычные малоусидчивые дети. Али-Баба и 40 разбойников))).
Заставить Васю делать то, что никому не задали было трудно. Он сопротивлялся и возмущался. Я покупала разные яркие книжки-прописи и скучные тренажеры на отработку правил. Воевали мы с ним весь первый класс, но даже за месяц-другой это принесло свои плоды. Писать стал лучше, правила применял увереннее. Во втором классе стал отличником, хоть и нестабильным. Также стали учиться еще пара человек, которые были согласны со мной в вопросах домашнего задания. Но большая часть класса полетела в там-тарарам и скатились до троек-двоек.
На мой взгляд, отмена оценок в первом классе – очень мудрый шаг. А вот отсутствие домашних заданий – очень вредный. Какова задача первого класса? Научить детей учиться в школе. Научить организовывать свой день, отвечать за домашнее задание. А как можно научиться тому, чего нет? И в какой растерянности оказываются дети во втором, когда резко меняются требования и одновременно с этим появляются оценки. Они не делали домашку, и это было нормально, а тут раз - и посыпались за это двойки. А еще посыпались двойки за неусвоенный материал первого класса...Если уж отменять в первом, то отменять во всех следующих. Но вряд ли такая система обучения будет у нас качественной.
Мое убеждение, что задавать задание на дом в первом классе нужно. Конечно, это должна быть посильная работа для детей, а не родителей. Пару строчек в прописи, задачка, ответы на вопросы. Но нужно обязательно.