Всем привет!
Рецепт счастья "альтернативщика" такой: берем сооружение в Москве, говорим, что его построить "не могли". Выражаем сомнения в подлинности истории строительства, добавляем щепотку сомнения в реальности архитектора, подмешиваем чуточку бредовости и накидываем конспирологии, забываем подкрепить доказательством и получаем ролик "Большой театр или Храм Аполлона", в котором рассказываем про странности строительства театра. Правда, ролик не содержит какого-то конкретного вывода. Просто поток "не могли". Ой, лучше б Интернет в некоторые районы не могли провести... Меньше бреда б было. А то в комментариях его подписчики уже заявляют, что по-другому стали смотреть на сооружения в городах. Когда они уже присмотрятся к Останкинской башне. Номинально, там "не могли" еще больше. А ведь смогли же.
Коротко из ролика выделю несколько "не могли":
1. "Не могли" построить первый театр за 5 месяцев;
2. "Не могли" построить на правом берегу Неглинки (этот берег затапливаемый);
3. "Не могло" стоять сгоревшее здание в течение 11 лет в центре города (после пожара 1805 и по 1816, когда его решили перестроить);
4. Бове "не мог" построить, так как у него нет наград, что странно для архитектора и тем более "не мог" построить за 3,5 года;
5. "Не могли" строить так, как описано в официальной истории, так как на старых чертежах театра нет подвалов, а сейчас они есть ;
Ну и ряд более мелких "не могли". Теперь давайте разберемся с этими пунктами, но сначала по традиции краткая теория. Историю Большого театра начинают с 1776 года. Первый театр начал строить князь Урусов, но он сгорел недостроенным и права перешли к его компаньону Маддоксу (также встречаются написания Меддокс и Медокс), который за 5 месяцев и выстроил в 1780 году первый театр, названный Петровским. Он существовал до 1805г, когда сгорел и в 1816 году был заново отстроен архитекторов Бове с 1821 по 1825 годы. В 1853 году театр вновь сгорел. По проекту Кавоса был восстановлен и с тех имеет современный вид. Как обычно, история сооружения сквозная, не имеет белых пятен и хорошо известна. Пока не приходит "альтернативщик" со своими "не могли". Итак:
1. Театр Маддокса был построен в сжатые сроки, за 5 месяцев. Размеры театра составляли: высота - около 17 метров, ширина - около 42 метров, длина - около 68 метров. Строительство осуществлялось на территории участка бывшего владения князя Лобанова-Ростовского:
Сразу кинем камень в огород "альтернативщика", касательно сроков строительства: 26 февраля 1780 года утренние "Московские ведомости" поместили следующее объявление: "Контора Знаменского театра, стараясь всегда об удовольствии почтенной публики, через сие объявляет, что ныне строится вновь для театра каменный дом на Большой Петровской улице, близ Кузнецкого мосту, который к открытию окончится нынешнего 1780 года в декабре месяце... что же касается до внутреннего расположения театра, то оно будет наилучшее в своем роде". То есть, сроки строительства были заложены изначально. Первый обломинго для "автора".
Что бывает, когда есть желание построить быстро? Правильно: увеличение затрат. Так вышло и с этим театром: вместо 80 000 рублей, строительство обошлось в 130 000 рублей. И 30 декабря 1780 года состоялось открытие театра. О чем не забыли сообщить газеты, например, те же "Московские ведомости" (взято здесь): "Любопытные известия. В удовольствие почтенной публике, которой предварительно при сих листах объявлено уже было о сегодняшнем открытии новопостроенного Петровского театра, за нужное считаем сообщить для сведения, что огромное сие здание, сооруженное для народного удовольствия и увеселения, которое вышиной в 8, длиной в 32, а шириной в 20 сажен, умещающее в себе сто десять лож, не считая галерей, по мнению лучших архитекторов и одобрению знатоков театра, построено и к совершенному окончанию приведено с толикою прочностью и выгодностью, что оными превосходит оно почти все знатные Европейские театры". Также, до нашего времени сохранился альбом чертежей Маддокса, изданный в 1797 году. Используемая "автором" картинка фасада театра взята оттуда:
Строили театр из кирпича без вычурной отделки. И действительно: фасад театра весьма скромен. Учитывая сроки строительства, это объяснимо.
2. Про строительство на правом берегу Неглинки. Может "автор" удивится, но люди XVIII века не были тупыми. Понимали, что Неглинка несет в себе определенные проблемы и поэтому "по всему пути Неглинной располагались большие и малые искусственные пруды, запруды, плотины. Вода из них использовалась для работы мельниц и машин Печатного двора. Полноводность реки, ее своенравность и непредсказуемое поведение стали главными причинами, почему Неглинка постепенно оказалась полностью заключена в подземелье". В общем, второе обломинго "автору".
3. "Загорелось в гардеробной комнате, робость и неосторожность допустили распространиться пламени... теснота была неизъяснимая... пламя все пожрало, и убытки весьма велики!" — сообщал "Московский курьер" 8 октября 1805 года. После пожара территория театра и судьба окружающей площадки не оставались заброшенными на 11 лет. Уже в 1806 году все постройки вокруг бывшего театра были выкуплены, снесены и должны были с выгодой перепроданы в 1810 году. Но планам не суждено было сбыться, ибо "возмутилась общественность" в лице администратора московского театра Майкова. И хоть город не собирался восстанавливать театр, возмущение общественности было услышано, а вкупе с войной 1812 года планы продажи были отложены. После войны к ним вернулись, но в 1813 году сгорел Арбатский театр, в котором проводились театральные представления. Вновь оставшись без театра, город был вынужден вернуться к восстановлению Петровского театра на том же месте. В феврале 1816 года соответствующие планы были окончательно утверждены, а проектированием занялся Бове.
4. Как и в первом случае, сроки строения здания были заложены непосредственно перед возведением: "из протоколов Комиссии для строений за март мы узнаем, что Тормасов приказал произвести отстройку Петровского театра в течение трех лет". Конкурс выиграл Бове. Надо сказать, что работа над фундаментом началась еще в 1820 году. Вот таким он видел фасад нового театра (отметим, что на его вид оказали влияние проекты Михайлова):
Ход строительства описан здесь и был следующим:
- осень 1822 - завершены стены;
- зима 1822 - покрыта крыша;
- 1823-1825 - внутренняя отделка;
Открытие театра в 1825 году запечатлено, например, у Сергея Аксакова: "Большой Петровский театр, возникший из старых, обгорелых развалин... изумил и восхитил меня... великолепное громадное здание, исключительно посвященное моему любимому искусству, уже одною своей внешностью привело меня в радостное волнение... ".
Касательно Бове: он не был "ноунеймом", как принято выражаться. Свое звание главного архитектора Москвы он получил в 1816г, а до этого был одним из 4-х архитекторов, которым было поручено восстановить Москву из разрушений 1812 года. Список его проектов найти несложно. В 1809-1812 он работал над реставрацией Кремля, к его проектам принадлежат план перестройки Красной площади и Торговых рядов. А какие-то его проекты воплотили уже после смерти, например, Триумфальную арку в 1929 году. В общем, человек был на своем месте.
5. Про отсутствующие на старых чертежах подвалы... Смотрим здесь: "Строители много работали с подземным пространством под театром. Требовалось не только укрепить фундамент, но и создать новые пространства. Работы под землей велись с 2006 по 2009 год, глубина составила 26 метров, пространство под театром углубили на шесть уровней" и далее "появились не только служебные подземные помещения, но и новый концертный зал на 300 зрителей прямо под Театральной площадью". Вот схема театра:
А вот схема конкретно подземных этажей, выполненных мастерской Андреева:
В общем, еще раз обломинго "автору". Но я жду вторую часть его обзора про Большой театр: он должен рассказать про подвалы. Обязательно посмотрю.
Как итог, если убрать из ролика "автора" слова "не могли" и "странно", то ничего не останется, кроме фотографий театра. Его аудитории этого достаточно, а нам - нет.
Моя следующая статья "Россия и США - одна страна" https://zen.yandex.ru/media/lechish/rossiia-i-ssha-odna-strana-matreshka-kokakola-jvachka-5df7aea11e8e3f00acffc4d0