В музее современного искусства «Гараж» 12 декабря открылась выставка «Секретики: копание в советском андеграунде. 1966–1985». Показывают подпольное искусство СССР, рассказывая тайны, скрытые в то время от властей и цензуры. Вот шесть важных экспонатов, на которые точно стоит обратить внимание.
Название экспозиции – отсылка сразу к нескольким темам. Основная идея нашей выставки – копание в андеграунде, мы изучаем творчество необычных людей в поздние советские годы, а вся их деятельность была секретной. Почему все-таки у названия экспозиции есть детская интонация? Мы хотели сбавить градус напряжения, ведь речь идет о концептуальном советском искусстве 70-80-х годов, а к нему всегда было гипертрофированно серьезное отношение. Ну и последнее: «Секретики» – это детская советская игра: кто-то выкапывал ямку в земле, клал в нее очень ценный для себя предмет, прикрывал его стеклышком, а после закапывал. Также и советские художники андеграунда прятали свое искусство от посторонних глаз. Андрей Мизиано, куратор выставки
Исследование шаманских обрядов
Фотографии тувинских детей – часть кандидатской диссертации «Погребальный обряд тувийцев как историко-этнографический источник» ученой Веры Дьяконовой. Она исследовала их шаманские обряды, запрещенные в СССР. Некоторые волхвы из-за конфликтов с идеологами атеизма вынуждены были даже перестать использовать в своих ритуалах бубны, хотя верили, что только с их помощью можно попасть в мир духов. Также верили, что после смерти шаманов их силы передаются детям. Однако родителей будущих пионеров и комсомольцев беспокоил этот момент, и они просили волхвов проводить ритуалы по избавлению их чад от перехода этого дара.
Юрий Альберт «Помощь по хозяйству»
Внимательно прочитайте текст записки, в ней Юрий Альберт предлагает помочь своим друзьям по хозяйству. На первый взгляд это совсем не искусство, но на самом деле – очень даже. Концептуальный ответ на требования Советского Союза сделать арт более прагматичным и социально-ориентированным. В «Помощи по хозяйству» есть еще один «секретик» – в нем можно увидеть отсылку к буддизму и йоге деятельности, где хорошо выполненная работа считается молитвой. Кстати, мама одного из друзей Альберта совсем не оценила услуги художника: отметила, что после его «помощи» в доме стало еще грязнее.
Журнал «Знание и сила»
Главным иллюстратором советского журнала был Юрий Соболев, именно благодаря ему издание стало «клубом» неофициальных художников. При верстке издания он использовал модульную сетку, сам автор называл ее «нулевым слоем». Сетка проецировала на изображение (и даже на пустой лист рядом с ним) точки. В ее основе была схема сидящего Будды. По правилам иконографии в композиции было 12 главных точек, и это определенно отсылка к 12 периодам жизни Будды. Разумеется, об этом «секретике» Соболева мало кто знал.
«Книга пути»
Автор иллюстрации – художник Вячеслав Ахунов. В детстве он обожал археологию, даже ездил с папой на раскопки, а после «перерывал все старые помойки возле барака на улице Сталина, где мы жили» (из воспоминаний Ахунова). Позже любовь к археологии легла в основу его творчества, на фото – «Дом вечности. Могильник на месте стоянки эпохи позднего социализма». Он входит в цикл «Арт-Хеологии СССР», где художник проиллюстрировал исчезновение Советского Союза.
«Раскопки»
Группа «Мухомор» в 1979 году провела акцию «Раскопки». Художники отправились в Одинцовское охотхозяйство с лопатами, заживо закопали в гробу своего 21-летнего коллегу «по цеху», вывели ему специальную трубку для воздуха и оставили на ночь. На следующее утро откопали и уехали домой. «Секретик» символичной акции в идее: любой советский человек закапывал себя ежедневно в рутине партийных и комсомольских заседаний.
Самиздат «Альтернатива» и «Призыв»
В 1970-е появилось сразу несколько религиозных самиздатов: журнал «Альтернатива», который выпускал московский хиппи Владимир Теплышев по прозвищу Дзен-Баптист, и издание «Призыв» Сандра Рига, поддерживающее индивидуальный опыт духовного озарения. Они оба так или иначе отражали христианское движение «экументизм», призывающие к объединению всех религий, сотрудничеству и глубинному пониманию учений. Советские хиппи поголовно заболели философией и религией, кто-то придерживался идей толстовства, другие – буддизма. Разумеется, в СССР подобное категорически отрицалось, поэтому в 1980-е многих «фанатиков» посадили в тюрьму или отправили в психбольницу на принудительное лечение.