Найти тему

В клетке у любви, или Почему Саша Савельев просил себя «похоронить за плинтусом»

Как бы вы описали своё детство? Наверняка для многих оно пахнет дачной травой, свежими яблоками, карамелью, пылью улиц, пластиком площадок, на которые вы забирались вместе с друзьями. Пытаясь рассказать о той поре, вы как будто невольно услышите скрип снега и почувствуете запах еловых веток, которые волей фантазии превратились в руки снеговика. Вы вспомните крик матери с балкона и аромат пирожков, которые неизменно пекла бабушка. Наверное, почти все бабушки пекли пироги, потому что очень любили внуков, и в детстве мы вряд ли видели старушку, которая бы тащила своего ненаглядного домой, крепко держа за руку, да ещё и прикрикивая «Сволочь!»

К сожалению, бывают разные воспоминания о детстве. Так же, как и разные семьи.

Детство Павла Санаева частично отражено в его книге «Похороните меня за плинтусом». Сам автор просил не называть произведение абсолютной автобиографией, но в одном из интервью отмечал, что его бабушка — сильный, талантливый человек, который «не сумел направить свою энергию в нужное русло и превратился в домашнего деспота». Таким показан и её книжный персонаж, Нина Савельева, которая совершенно не укладывается в типичные человеческие представления о бабушках. Мальчик Саша, от лица которого написана книга, даже подчеркивал это: дескать, люди могут и не поверить, что бабушка может так ругаться, кричать и так далее. Однако…

Кадр из фильма «Похороните меня за плинтусом»
Кадр из фильма «Похороните меня за плинтусом»

Почти каждым вторым словом Нины Савельевой становятся проклятья родному внуку, который бывает и «сволочью», и «кретином», и «идиотом, расплачивающимся за грехи своей матери-потаскухи». Кажется, что пожилая женщина вовсе не испытывает жалости к постоянно болеющему ребёнку, на долю которого выпали бесконечные лекарства, врачи и анализы. Среди пачек Сашиных заболеваний, она, видимо, даже и не может вычленить действительно опасные и действительно реальные, поэтому в довольно грубой форме ограждает его от любой инфекции и от любого действия, способного к ней привести, не скупясь на угрозы и ругательства. Поэтому возможности нормального детства у Саши сильно ограничены. Но его природная любознательность и желание приключений толкает его на чисто детские поступки вроде лазания по стройкам и беганья с друзьями, за что ему опять же попадает от суровой Нины Антоновны.

Но попадает не только ему. В немилости ходит дедушка, Семен Михайлович, его товарищи, соседи, Сашина мама, её новый друг. Все они оказываются виновными в бабушкином несчастье, в её слабости, нервозности, бедности, тоске. Ведь Нина Савельева, в молодости веселая, компанейская, умная, красивая, подававшая надежды… теперь стирает вещи за внуком, водит его по врачам, кричит на мальчика, когда он не хочет учиться и плохо выполняет домашние задания, и при всём при этом бесконечно сильно любит его. Но её любовь возникает будто звездными вспышками между истеричными потоками ругательств. Она временами даёт волю своей заботе, невысказанной любви, нежности, доказательства тому — эпизоды прогулки в парке, выхаживания вновь заболевшего Саши, похорон убитого мышонка, танцев под музыку, звучащую из дедушкиного магнитофона. В подобные моменты открывается то давно ушедшее в глубины души этой женщины умение радоваться мгновению, сочувствовать, иногда веселиться. А главное — здорóво любить. Трогательные признания, в которых она называет внука «лапочкой», «котиком», «деточкой», проявляет внимательность и доброту, становятся для мальчика спасительным светом в бесконечной темноте бабушкиных ненависти к миру и страданий. 

Таким же светом для Саши является мама. Он не понимает, почему должен испытывать к ней что-то плохое, если она поддерживает его детские безумства, верит в его силы и просто любит его. Однако у жизни, с понятием которой у ребёнка уже ассоциируется бабушка, свои правила. Одно из них — не выбирать маму. Нина Савельева и по отношению к ней демонстрирует странную ненависть, считая Олю предательницей и блудницей. По мнению пожилой женщины, её дочь бросила сына, предпочтя ему любовника, и тем самым лишилась права на воспитание ребёнка. Вообще Оля для неё будто и не была с самого начала любимой дочерью, поскольку делала все словно назло. Назло и сбежала к «карлику-кровопийце», художнику Толе, стремясь вырваться из-под влияния матери. Поэтому и видеться с Сашей Нина позволяет дочери редко, а перед заветными для него встречами с родной мамой постоянно внушает ему, что она недостойна любви, будто пытается передать часть своей ненависти.

Кадр из фильма «Похороните меня за плинтусом»
Кадр из фильма «Похороните меня за плинтусом»

А все это из страха остаться в одиночестве. Несколько раз Ольга вместе с возлюбленным «выкрадывают» маленького Сашу от бабушки и дедушки, надеясь воссоединиться с ним. Те короткие временные промежутки означают спокойствие и уют для ребёнка и матери. Но почти всякий раз Нина Антоновна побеждает, забирая ребёнка в унылое царство тирании, смешанной с больной привязанностью. Бабушка настолько привыкает к внуку, что не может себя представить без него, и подобно тому, как для мальчика отраду символизирует мама, он сам становится отрадой для искалеченной бабушкиной души. «Кровью ко мне прикипело дитя это. <…> Никого, как его, не люблю и не любила! <…> Такая любовь наказания хуже, одна боль от неё, а что делать, если она такая? Выла бы от этой любви, а без неё зачем мне жить?» — вопрошает она. И за эти слова невольно все прощаешь этой измученной, несчастной женщине, которая пережила тысячу бед: тяжелый брак, война, смерть первенца, предательство мужа, который заставил её лечь в психиатрическую клинику, снова не со зла — а из странных, непонятных, но все ещё сильных чувств, из стремления защитить и сохранить хоть часть разумности и вернуть ту, прежнюю жену, которую он когда-то полюбил.

Каждый герой повести по-своему несчастен. Нина Антоновна — потому что страдала и была одинока. Саша — потому что от этого одиночества бабушка хотела избавиться с его помощью, присваивая его себе и пытаясь вымаливать хоть нежностью, хоть бранью его уважение и любовь. Семён Михайлович — потому что добровольно сносил тиранию супруги, которую продолжал любить. Ольга — потому что всю жизнь вырывалась из тисков этой самой материнской тирании, потому что долго не могла обрести сына, расплачиваясь за «выбор в пользу мужчины». И среди вереницы запутанных судеб взрослых находится один беззащитный ребёнок, сердце которого готово любить и жалеть. Центром его жизни была бабушка, которая стремилась к самоотверженному посвящению себя маленькому человечку, в котором она видит смысл своего существования. Она считала, что лучше справится с ролью матери, отдав Саше всю себя до капли, однако не понимала, что её любовь превращалась в эгоизм, а внук — в воздух, без которого она не могла дышать. Смерть Нины Антоновны стала страшным, но логичным следствием происходящего, но одновременно завершила почти бессмысленную семейную драму и подарила её участникам свободу и возможность начать все с чистого листа.

«Похороните меня за плинтусом» — книга об изломанных судьбах членов одной семьи, в которой почти ни один не чувствует себя родным другому. Книга, ломающая представления о любви и изображающая её в настолько уродливой форме, что становится дико, страшно, печально. Как может мать проклинать собственного ребёнка, а затем, обливаясь слезами и харкая кровью, лежать под дверями его квартиры и молить о прощении? Как может муж упечь жену в психушку, а в ответ на слёзные просьбы «Забери меня, я здесь умираю» уйти, оставив её без сострадания, без опоры? Как может бабушка заставлять внука отрекаться от родной матери и втайне больше всего на свете мечтать об одном лишь взгляде, полном любви, который он дарит «Чумочке», любимой маме? Это книга о детстве, которого не было, о помешательстве и о том, к чему может привести неумение отпускать, слышать и прощать любимых. И о жуткой, искорёженной, больной, но всё же любви. Семья не должна превращаться в сборище людей, так далёких друг от друга. Дом не должен становиться адом ни для одного из тех, кто в нём живёт. А для этого нужно не так много – милосердие, внимание и надежда. И любовь, которая не должна превращаться в тяжкий крест.