КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Для многих людей не секрет, что сейчас популярна тема введения компьютерных игр в процесс обучения. В большей степени это связано с тем, что сейчас снижается эффективность традиционных методов обучения. Жесткие требования в обучении, обязательность выполнения обучающих процедур часто в последнее время приводят обучающихся к непониманию целей совершаемых ими действий. Что в дальнейшем ведёт к не полному пониманию необходимости данного им материала, из-за потерянной мотивации. Поэтому сейчас в целях повышения эффективности обучения существует способ – использование в обучении компьютерных игр. Причины, которые повышают интерес к обучению у учеников и студентов:
- Простой, но действенный принцип, победа или проигрыш с мгновенным результатом.(вносит интригу и интерес )
- Визуальная привлекательность, которая на много интересней, чем обычные печатный книги и учебники.
- Лёгкость и разнообразие решения различных проблем.
- Полное погружение в интерактивную среду, что ограничивает от “скучной” реальности.
Эти причины реально помогают заинтересовывать и учеников, и студентов. Все это имеет общее название - игрофикация. Игрофикация – это использование игровых элементов и приёмов дизайна игр в неигровом контексте в качестве инструмента для повышения интереса и мотивации, игрофикация используется в самых различных сферах деятельности: учебе, бизнесе и т.д. Элементами игрофикации могут быть: уровни; очки, получаемые за определённые действия; квесты; награды. При этом не стоит думать, что это нововведение, на самом деле процесс игрофикации был изобретён достаточно давно. В 1912 году компания Cracker Jack начала вкладывать в свой товар игрушки для привлечения новых покупателей, что и стало началом данного процесса. Но все этого по не многу стало забываться, а вновь процесс игрофикации приобрёл популярность в 2010, когда социальная сеть Foursquare стала использовать соревновательный мотив для привлечения пользователей.
МИНУСЫ ИГРОФИКАЦИИ УХУДШАЮЩИЕ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
Все без конца твердят, что игрофикация - это очень круто, полезно, и что её необходимо вводить в больших масштабах в наши учебные заведения. Но неужели для начала никто не задумывался, какие последствия может за собой оставить этот процесс. Рассмотрим некоторые проблемы из – за которых процесс обучения может именно ухудшиться при обильном использовании игрофикации:
- Снижение интереса к обучению;
- Неправильное восприятие реального мира;
- Зависимость.
Это 3 самые серьезные и глобальные проблемы игрофикации.
Снижение интереса к обучению, почему же это происходит, по статистике, в большинстве случаев детей больше начинает интересовать компьютерные игры, ведь существуют разные жанры: спорт, симуляторы, боевики, стратегии и т.д; где ребёнок как раз таки может представить себя кем угодно, воплотив свою мечту в реальности, но только в виртуальном мире. И ведь действительно, там они крутые спортсмены или же всемогущие, с красивыми домами и быстрыми тачками, в чём же смысл возвращаться в реальность, если там всё так серо и уныло? Наглядные пример можно прочесть в книге Эрнеста Клайна «Первому игроку приготовиться» или же в одноименном фильме от Стивена Спилберга, там же показано предполагаемое будущее, где люди поглощены виртуальным миром, ведь реальный мир стал до безобразия неинтересным.
С чем же может быть связанно неправильное восприятие реального мира, а тем, что геймификация предаёт серьезному делу лёгкость, казалось бы, что это плюс данного процесса, но нет из – за этого человек начинает слишком просто относиться к поставленной задаче, он начинает откладывать всё до последнего и понимает, что у него ещё есть вторая попытка в случае провала, эдакая вторая жизнь, из – за этого минуса я бы даже сказал, что процесс игрофикации может затормаживать обучение и даже ухудшать его. Посмотрите на ЕГЭ, как к нему готовятся дети? Они начинают усиленно заниматься, ходить по репетиторам за несколько лет, ведь там у них есть только один шанс, который очень не хотелось бы терять.
Зависимость, пожалуй, самая страшная проблема игрофикации, как мы рассмотрели в примере выше, дети больше начинают привыкать к играм, а некоторые из них и вовсе становятся зависимыми. Думаю, главное, что мы должны с вами знать – это по каким причинам дети становятся зависимыми, чтобы эти же причины предотвращать. Так вот основные причины, которые чаще всего приводят к зависимости:
- Особенности характера (закомплексованность, застенчивость);
- Дефицит общения (что и подталкивает уйти в виртуальность, ведь там людям не так важно кто ты есть на самом деле);
- Возможность реализовать то, чего не сможешь реализовать в реальном мире;
- Социальные фобии (страх общения в реальном мире, за частую из-за насмешек в школе и т.п).
Этих причины стоит остерегаться и внимательно за ними следить, в частности за тем, чтоб они даже не появлялись!
Думаю, сейчас не кажется, что геймификация потрясающий процесс, который необходимо ввести в обучение. Всего то лишь стоило немного капнуть поглубже и больше разобраться с данным случаем.
Для наглядного примера, расскажу вам о методе изучения Python через Minecraft. На данный момент, в некоторых учреждениях и на некоторых курсах, нацеленных на обучение программированию, используют очень популярную игру Minecraft. Там обучающиеся при помощи языка Python влияют на внутреннюю среду игры, то есть могут изменить цвет объекта, добавить какую-нибудь надпись на этом же объекте или же собственноручно создавать свой мир, со своей архитектурой. При этом ребята должны самостоятельно разбираться и искать решение поставленных им задач, не зная даже элементарные основы, с точки зрения экспертов это не профессионально, а помимо всего прочего, как при помощи такого способа стать мастером своего дела и полностью освоить программирование, если даже обычным основам не учат?!
Как по мне, в этом случае игрофикация показывает себя далеко не с хорошей стороны!
ИТОГИ
Нами был создан опрос, чтобы узнать мнение людей Челябинской области о понятии «Игрофикация», таким образом, общее количество людей, которые приняли участие в опросе, достигло 55 человек. Средний возраст участников составил около 18 лет и чуть более 74% опрошенных были мужчины, а чуть менее 26% женщины, большее количество которых имели либо неполное среднее образование, либо среднее образование. Из них 54,5% не знали о существовании термина «Игрофикация», а 45,5% ранее встречались с данным термином.
Цель следующих вопросов была в том, чтоб узнать мнение опрошенных о «Игрофикации». Так 78,2% респондентов считают, что традиционное обучение – скучное и хотели бы разнообразить процесс обучения при помощи геймификации, но после того, как их ввели в курс дела, мнение изменилось. Более 60% опрашиваемых после примера с программирование языка «Python» в игре «MineCraft» резко сменили своё мнение, а именно проголосовав за то, что в таком случае игрофикация ухудшит получение реальных знаний и опыта. Так же пользователи отметили, что данный метод может внести несерьёзность в процесс обучения, но при этом голосовали за то, что игрофикация подходит ко всем возрастным группам при правильном её подходе и обработке информации, а так же отмечали, что данный процесс ещё сыроват для масштабного ввода в образование и требует тестирования. А так же пользователи советовали грамотно совмещать реальные уроки с игрофикацией, голосуя в соотношении 70% учебного времени стандартным занятиям и 30% игрофикации.
Таким образом, можно сказать, что большинство жителей Челябинской области пока что даже не знакомы с игрофикацией, но при этом жители, которые знакомы с этим понятием, поддерживают эту идею, а именно дальнейшие её доработки для введения в различные сферы деятельности. Так же присутствуют малая группа единомышленники исключительно традиционной формы обучения, которые отрицательно относятся к игрофикации, объясняя это неготовностью игрофикации для использования.
Но факт, остатся фактом, игрофкация ещё «сырая» и сейчас её перед вводом в обучение, бизнес и другие сферы деятельности нужно доработать и протестировать и только после успешного результата вводить в повседневную жизнь людей!
Спасибо за внимание, здесь можно пройти опрос, который принял участие в этой статье: https://forms.gle/qSKGttwLhEYejT7g8
А так же, здесь вы можете посетить канал программиста, на котором часто обсуждают похожие темы: https://t.me/ProgrammerfromChelyaba