Самая красивая операция по освобождению заложников, на мой взгляд, произошла в Бейруте, в 1985 году. Тогда, 30 сентября 1985 года неизвестные бандиты похитили четырех сотрудников советского посольства, двое из которых были сотрудниками КГБ (Валерий Мыриков и Олег Спирин). Остальные двое – дипломат Аркадий Катков и врач при посольстве Николай Свирский.
При похищении Катков попытался бежать, однако получил пулю в ногу. Позже террористы его застрелили, не став возится с раненым, у которого началась гангрена.
Террористами оказались членами группировки «Силы Халеда бен аль-Валида», которая ранее была не известна. Они потребовали от СССР прекратить сирийские военные операции в северном Ливане и вывести свои войска из Афганистана.
Пока советские разведчики ломали голову над тем, кто же на самом деле заказчик похищения, руководство СССР обратилось за помощью к Ясир Арафату, на то время лидеру ФАТХ – движения за национальное освобождение Палестины. Тот пообещал принять меры, и заявил, что возмущен действиями террористов.
Но чуть позже в КГБ стало известно, что один из организаторов похищения дипломатов – бывший охранник Арафата по прозвищу Гиена. Тогда Горбачев (на то время – генсек СССР), связался лично с Арафатом. Последний решил не ссориться с Советами, и отослал своему бывшему охраннику голову его дяди. Ну не сам лично, конечно, но это было сделано, и Гиена, получив «подарок» и поняв намек – следующим будешь ты, на следующий день отпустил связанных пленников на тихой улочке Бейрута, где они освободились от пут и добрались до посольства.
Существует и другая версия. Узнав, что один из организаторов похищения – Гиена, человек Арафата, разведчики стали искать заказчиков, и вышли на «Хезболлах» - проиранскую группировку. И 28 октября 1985 года резидент КГБ Юрий Перфильев встретился с шейхом Фадлаллой – духовным лидером «Хезболлах». Перфильев пытался намеками подвести шейха к правильному решению, и зашел очень далеко, сказав, что СССР недалеко от Ирана, и при испытаниях ракет случается всякое. Допустим, одна из ракет, потеряв управление, может оказаться в Куме – резиденции аятоллы Хомейни, а если еще ракета окажется с боевым зарядом…
По словам Перфильева, он уже решил, что не выйдет от шейха живым. Однако шейх намек понял, и 30 октября 1985 года советских дипломатов отпустили. Несмотря на то, что советскому руководству пришлось выполнить часть требований террористов, а также то, что бандиты убили нашего дипломата, операция по освобождению прошла на отлично.