"Произведение всеобъемлющее и единственное по своему значению - художественному и духовному - во всей истории музыки", так говорила о "Картинках с выставки" пианистка Мария Вениаминовна Юдина. И действительно цикл Модеста Петровича Мусоргского стал в ХХ веке хитом классического репертуара. Рассмотрим одну из пьес цикла - "Быдло". В рукописи название написано на польском "Bydlo", что в переводе означает "скот". В комментариях Стасова это "польская телега на огромных колесах, запряженная волами". Медлительные аккорды в басу передают трудное движение скрипучей повозки и служат фоном для простой и заунывной мелодии народного склада - как бы напева возницы. В оригинальной рукописи Мусоргского пьеса начинается с фортиссимо - по выражению автора, "прямо в лоб" (резкий контраст после "Тюильри"), - но Римский-Корсаков и вслед за ним Равель начинают её тихо, создавая эффект приближения, и лишь на кульминации достигают максимальной громкости. В обоих вариантах музыка к концу затихает, изображая