Я не любитель дрочки на ностальгию. Но я любитель хорошего авторского кино, и под «авторским» я имею в виду картину, в которой один человек выступает и как сценарист, и как режиссер. Причем неважно — фестивально-претенциозное оно или прям массово-голливудское. Тарантино, Коэны и далее по списку.
Я не любитель (скорее даже ненавистник) армии и вообще военных фильмов. Но вчера я посмотрел отечественный фильм «ДМБ» (2000 год).
Может, я что-то упустил в этой жизни, но почему никто о нем не рассказывает и не показывает на его примере то, каким должно быть кино? Не только русское, но и вообще любое? Мне, как зависимому от ютуба и от информационного поля, обидно, что я узнал о нём только вчера.
Крутость фильма раскрывается уже на стадии сценария (его писали актер Иван Охлобыстин и режиссер фильма Роман Качанов).
Текст поразительный, плотный, очень смешной и, как бы это сказать, чтобы не преувеличить… Вечный. Это текст, который можно прочитать без видеоряда и подумать, что его написал Веничка Ерофеев или Ильф с Петровым. Там нет лишних фраз, их просто НЕТ. И художественного авторского повествования там тоже нет. Герои не общаются диалогами, они изрекают какие-то компактные философские манифесты и создают сборник крылатых фраз. Из-за такой структуры полуторачасовой фильм превращается в литературный памфлет, сатирическую заметку на тему российской действительности, вооруженных сил и национальных традиций конца прошлого века. Смотрится, естественно, на одном дыхании.
Отдельно — картинка, кастинг, игра актеров и вообще всё, что связано с визуалом и всем тем, что сделал режиссер. Для 2000 года это хорошо. Но, согласитесь, эта фраза ничего не значит.
Значимо здесь только то, что даже после просмотра всей эпопеи фильмов Марвел, «ДМБ» не вызывает вообще никаких вопросов с точки зрения продакшена. Да, чувствуется время, старые спецэффекты и камеры, но чего только стоит игра актеров! Фишка в том, что они вообще не играют, они как будто даже не стараются, но этого не замечаешь. Игра настолько хороша, что кажется, что люди даже не пытаются играть, а реально так разговаривают, создается какая-то комбинация впечатлений от документального и художественного кино.
Я сам пишу сценарии и занимаюсь видео-продакшеном и, вероятно, понимаю эту тему чуть глубже и лучше, чем среднестатистический зритель, но такой эффект от фильма я реально ощутил первый раз в жизни. Ракурсы, свет, цвет, раскадровка. Даже сейчас, рассуждая об этом всём постфактум, я не могу до конца понять как это сделано. А самый кайф как раз получаешь тогда, когда не понимаешь, как это сделали. Как сделали, например, «Мстителей» я понимаю, а как у человека без гениальных актеров, без спецэффектов и нормального компьютера получился ДМБ — не понимаю.
Википедия называет «ДМБ» культовым российским фильмом. А я не могу назвать его ни российским, ни фильмом. «ДМБ» — это вечная русская литература. И она лежит на Ютубе.
________
Автор: Артем Старостин
Подписаться на канал в Телеграме / ВКонтакте