Найти тему
Станислав Важенин

Экспериментальные отечественные троллейбусы. Часть 2.

Разрабатывал собственные троллейбусы и Киевский завод электротранспорта (КЗЭТ).

Первой разработкой завода стал троллейбус марки "Киев - 3". Это был, прошедший модернизацию 1962 - 1963 годах экскурсионный троллейбус ТБЭС. Всего был модернизирован 21 экземпляр. Работали эти троллейбусы до 1971 года в Киеве и Полтаве.

Троллейбус Киев - 3.
Троллейбус Киев - 3.

В 1960 году на КЗЭТ был разработан троллейбус Киев - 2. На нем использовались агрегаты МТБ - 82 и СВАРЗ - ТБЭС. Постройка этого троллейбуса шла с 1960 по 1964 год. Всего было собрано 150 экземпляров. Работали эти троллейбусы во многих городах Украины. В эксплуатации Киев - 2 находился до 1977 года. Единственный оставшийся экземпляр был передан из Запорожья в Московский музей электротранспорта.

Троллейбус Киев - 2
Троллейбус Киев - 2

В 1963 году КЗЭТ запустил в производство троллейбус Киев - 4. Он представлял собой модернизированный вариант Киева - 2. Постройка этой модели шла до 1969 года. Всего было построено около 200 экземпляров. Работали эти троллейбусы в городах УССР. И несколько машин эксплуатировалось в Орле. В эксплуатации находились до 1979 года. Последними эти троллейбусы были списаны в Алчевске. Единственный сохранившийся экземпляр до наших дней находится в Москве.

Троллейбус Киев - 4.
Троллейбус Киев - 4.

В 1965 году на КЗЭТ началась разработка троллейбуса получившего название Киев - 6. В отличие от предшественников Киев - 6 был трехдверным. В 1968 году из цехов завода вышли первые экземпляры этой модели. Киев - 6 был более удачным и качественным по сравнению с предыдущими моделями. Всего было построено 336 экземпляров. Выпускался до 1973 года. Эти троллейбусы эксплуатировались только в УССР. Большая часть машин работала в Луцке и Макеевке. Несколько машин работало в Киеве, Хмельницком и Черкассах. Эксплуатировались до середины 80-х. К сожалению до наших дней ни один экземпляр Киева - 6 не сохранился.

Троллейбус Киев - 6
Троллейбус Киев - 6

Следующей разработкой завода стал Киев - 11. Разработан он был в 1991 году. В отличие от предыдущих моделей он был сочлененным. Всего было построено 11 экземпляров. Также было построено 6 экземпляров на заводе "Белкоммунмаш" в Минске. Конструкция этих троллейбусов была некачественной и прослужили они недолго. До наших дней ни один экземпляр не дошел. А в 1992 году на КЗЭТ был разработан одиночный вариант Киева - 11, получивший название Киев - 11У. Всего до 1995 года было построено 47 таких машин. Единственный Киев - 11У сохранился в Чернигове.

Троллейбус Киев - 11
Троллейбус Киев - 11
Троллейбус Киев - 11У.
Троллейбус Киев - 11У.

Следующей разработкой КЗЭТ стал грузовой троллейбус КТГ - 1. Разработан в 1972 году. Имел кузов вагонного типа. Мог работать от электродвигателя и двигателя внутреннего сгорания. Выпускался с 1976 по 1993 год. Построено 474 экземпляра. Вариант с бортовой платформой получил индекс КТГ - 2. Построено 224 таких машины. Работали в разных городах СССР. Некоторые до сих пор находятся в эксплуатации.

Грузовой троллейбус КТГ - 1.
Грузовой троллейбус КТГ - 1.
Троллейбус КТГ - 2 в Южном трамвайном депо Екатеринбурга.
Троллейбус КТГ - 2 в Южном трамвайном депо Екатеринбурга.

Так же на КЗЭТ разработаны грузовые троллейбусы разного назначения - КТГ - 4, КТГ - 5, КТГ - 6, КТГ - 7 (один экземпляр), КТГ - 8 и КТГ - 9 ,(самосвал). Так же на КЗЭТ собирались поезда на базе МТБ - 82, Киев - 2, Киев - 4 и Шкода - 9Tr.

Поезд на базе троллейбуса МТБ - 82.
Поезд на базе троллейбуса МТБ - 82.

Поезд на базе троллейбуса Киев - 4
Поезд на базе троллейбуса Киев - 4
Поезд на базе троллейбуса Шкода - 9Тr.
Поезд на базе троллейбуса Шкода - 9Тr.

Постепенно КЗЭТ сворачивал производство. В 2005 году завод переведен на территорию Подольского трамвайного депо. Что будет со строй территорией завода неизвестно. В наши дни завод выполняет капитальный ремонт трамвайных вагонов Татра - Т3.

В начале 60-х в Баку был создан экспериментальный троллейбус на базе автобуса ЛАЗ - 695Б. Было переоборудовано несколько автобусных кузовов. Один из них поступил в 1963 году на Львовский автозавод. Поскольку сборка троллейбусов на ЛАЗе была невозможна - ее перенесли в том же году в Алчевск. Однако через несколько месяцев производство было перенесено на Одесский автосборочный завод. Было построено 476 таких троллейбусов. Эксплуатировались в разных городах УССР. В эксплуатации находились до 1975 года.

Троллейбус ЛАЗ - 695Т
Троллейбус ЛАЗ - 695Т

В начале 60-х на Львовском автозаводе был разработан троллейбус на базе автобуса ЛАЗ - 698 и получил индекс ЛАЗ - 698Т. Первый образец был построен в 1967 году на заводе КЗЭТ. Этот образец стал единственным. Испытания проходил во Львове.

Троллейбус ЛАЗ - 698Т.
Троллейбус ЛАЗ - 698Т.

В 1981 году в Алма - Атинском ТТУ был создан поезд на базе троллейбуса ЗиУ - 682. Было построено 8 поездов. Затем документация была передана на Ленинградский ВАРЗ. В 1982 году из цехов завода начали выходить первые поезда на базе ЗиУ-682. Всего до 1990 года было построено 116 поездов. В Алма - Ате эти поезда работали до 1986 года. В Ленинграде они работали до 2002 года. Так же эти поезда изготовлялись в Горьком, Новосибирске, Чите и Омске. До наших дней сохранился только один прицепной троллейбус ЗиУ-682 в Санкт - Петербурге.

Поезд на базе ЗиУ-682.
Поезд на базе ЗиУ-682.

Так же разработкой троллейбусов занимался Сокольнический вагоноремонтный завод (СВАРЗ) в Москве.

Первой разработкой стал троллейбус СВАРЗ - МТБС. Разработан в 1954 году. В 1955 году началась сборка первых образцов. Изначально предназначался для работы на экскурсионных маршрутах ВДНХ. Но затем стал использоваться на пассажирских перевозках в Москве. Было построено 480 экземпляров. выпускались до 1964 года. В эксплуатации находились до 1975 году. Единственный уцелевший экземпляр находится в Московском музее пассажирского транспорта.

Троллейбус СВАРЗ - ТБЭС
Троллейбус СВАРЗ - ТБЭС
СВАРЗ - МТБЭС
СВАРЗ - МТБЭС

Следующей разработкой завода стал сочлененный троллейбус СВАРЗ - ТС Разработка этого троллейбуса началась в 1956 году. В Германии была куплена лицензия на производство шарнирно - сочлененного четырехосного троллейбуса у фирмы Карл Касбохрер Фахрцугверке. В 1959 году был построен первый образец первого советского сочлененного троллейбуса. Всего до 1967 года было построено 135 экземпляров. В 1970 году несколько ТС было передано в Тбилиси. Эксплуатировались до 1975 года. Несколько уцелевших ТС сохранилось в аварийном состоянии возле Солнечногорска. Планируется воссоздание ТС для музея в Москве.

СВАРЗ - ТС
СВАРЗ - ТС

В 1960 году на заводе был разработан грузовой троллейбус СВАРЗ - ТГ-1. ТГ-1 имел пять модификаций. Всего было построено около 400 машин. Выпускались до начала 70-х годов. Последний ТГ-1 эксплуатировался до 1993 года.

Грузовой троллейбус ТГ-1
Грузовой троллейбус ТГ-1
Грузовой троллейбус ТГ-3М
Грузовой троллейбус ТГ-3М

В 1988 - 1992 годах СВАРЗ выпускал троллейбусы на базе Икарус - 280 и Икарус - 283. Всего было построено 60 экземпляров. Последний СВАРЗ - Икарус был выведен из эксплуатации в 2008 году.

СВАРЗ - Икарус - 280
СВАРЗ - Икарус - 280
СВАРЗ - Икарус - 283
СВАРЗ - Икарус - 283

Следующей экспериментальной разработкой СВАРЗа стал СВАРЗ - ЛиАЗ 6220. Это был сочлененный троллейбус построенный на базе автобуса ЛиАЗ 5256.00 в 1993 году. Построен всего один экземпляр. С 1993 по 1999 году работал в 7 троллейбусном парке Москвы. В 1999 году был передан на музейную площадку депо им. Баумана. Однако не дождался очереди на реставрацию и в 2014 году был передан на хранение в 4 автобусный парк Москвы.

СВАРЗ - ЛиАЗ 6220
СВАРЗ - ЛиАЗ 6220

В 2008 году на СВАРЗе был разработан сочлененный низкопольный троллейбус СВАРЗ - 6234 на базе автобуса ЛиАЗ - 6213.00. Был построен только один экземпляр. В 2010 году был передан в Филевский автобусно - троллейбусный парк. В 2019 году передан в музей.

СВАРЗ - 6234
СВАРЗ - 6234

Помимо экспериментальных разработок завод СВАРЗ выпускал небольшими партиями троллейбусы для Москвы и других городов. В настоящее время правительство Москвы проводит программу по замене троллейбусов на электробусы.

Помимо перечисленных разработок на разных ремзаводах России были разработаны разные модификации ЗиУ - 682, которые выпускались небольшими сериями. Однако в некоторых городах местные администрации отказались от эксплуатации троллейбуса в пользу автобусов или трамваев. Недавний пример - Пермь. Это привело к сокращению заказов на троллейбусы их изготовителям. А это уменьшает необходимость заводам - изготовителям проводить разработку новых моделей и модификаций троллейбусов.