Найти тему
Живопись

Художник Фредерик Базиль: семь лет, отпущенных судьбой

За свои 28 лет Фредерик Базиль не только успел создать целую галерею блестящих картин, но остался в мировой истории как один из отцов-основателей французского импрессионизма.
Автопортрет, 1865-1866
Автопортрет, 1865-1866

Это тот самый случай, когда безоблачное детство и хорошее образование дали мощный импульс для развития таланта. Воспитанный в состоятельной буржуазной семье протестантов, Жан Фредерик, будучи юношей серьёзным, занялся было медициной. Но врождённая любовь к живописи заставила-таки его в 21 год отправиться в ученики к Шарлю Глейру, и уже до конца жизни Базиль не выпускал кисти из рук.

"Пляж в Сент-Адресс", 1865, холст, масло, музей искусств Хай в Атланте, США
"Пляж в Сент-Адресс", 1865, холст, масло, музей искусств Хай в Атланте, США
"Терасса в Мерике", 1867, холст, масло,  художественный музей Цинциннати, США
"Терасса в Мерике", 1867, холст, масло, художественный музей Цинциннати, США

Эстетические вкусы молодого художника привели его в компанию Клода Моне и Огюста Ренуара. Солнечные, наполненные воздухом пленэры, возможность любое впечатление души наносить небрежными мазками на холст, – всё в импрессионизме отвечало характеру и мировосприятию Фредерика Базиля. Поэтому с необыкновенной лёгкостью и энтузиазмом начал он переносить окружающую действительность на свои холсты.

"Женщина в мавританском костюме", 1869
"Женщина в мавританском костюме", 1869
"Розовое платье", 1864 , холст, масло, музей д’Орсе, Париж, Франция
"Розовое платье", 1864 , холст, масло, музей д’Орсе, Париж, Франция

Потрясающая природа окрестностей родного Монпелье, поддержка родителей, их уважительное отношение к таланту сына сыграли важную роль в развитии творческих способностей. Неслучайно полотно «Семья художника» (Family Reunion) стало одним из ключевых произведений Базиля. Десять родственников на ярко освещённой террасе в саду загородного поместья замерли в свободных позах, обернувшись лицами к зрителю. Маленькая хитрость мастера состоит в том, что он ухитрился на одном холсте разместить сразу десять портретов самых близких ему людей.

"Семья художника", 1867, холст, масло, музей д’Орсе, Париж, Франция
"Семья художника", 1867, холст, масло, музей д’Орсе, Париж, Франция

Взгляд невольно переходит с одного героя на другого, стараясь уловить выражения и характеры. Каждый поражает своей неповторимой уникальностью: спокойные серьёзные лица родителей; чопорно-официальные – семейной пары; милые, полные юношеской свежести и задора личики девушек; независимые физиономии молодых людей. Сквозь густую листву раскидистого дерева пробиваются солнечные лучи, беспорядочно падая пятнами на одежду, лица, на землю под ногами. А там, в глубине полотна, за спинами людей открывается сверкающая панорама утопающих в зелени равнин и по-летнему глубокое синее небо.

"Портрет Ренуара", 1867, холст,масло, музей д’Орсе, Париж, Франция
"Портрет Ренуара", 1867, холст,масло, музей д’Орсе, Париж, Франция
"Портрет Эдуарда Блау", 1866, холст, масло, Национальная галерея искусств, Вашингтон
"Портрет Эдуарда Блау", 1866, холст, масло, Национальная галерея искусств, Вашингтон
"Негритянка с пионами", 1870 , холст, масло, музей Фабра, Монпелье, Франция
"Негритянка с пионами", 1870 , холст, масло, музей Фабра, Монпелье, Франция

Свет, любовь и тепло искренних отношений исходят от картины. Даже чересчур парадный вид чёрных фраков и котелков не может испортить радостное настроение семейного портрета. Кажется, ещё секунда, художник скомандует «отбой», – и компания шумно зашевелится, люди начнут вставать с мест, возобновятся прерванные разговоры и всё вокруг придёт в движение. По замыслу, сюжет предназначался для украшения фамильного поместья в Мерик, но, к изумлению Базиля, был неожиданно благосклонно принят в Салоне (1868), в то время как работы его друга Моне остались без внимания.

"Вид на Кастельнуа-ле-Лез. В деревне", 1868, холст, масло, музей Фабра, Монпелье, Франция
"Вид на Кастельнуа-ле-Лез. В деревне", 1868, холст, масло, музей Фабра, Монпелье, Франция
"Купальщики (летняя сцена)", 1869, холст, масло, художественный музей Фогга, Гарвардский университет, Кембридж, США
"Купальщики (летняя сцена)", 1869, холст, масло, художественный музей Фогга, Гарвардский университет, Кембридж, США

Ещё летом 1870 года Фредерик Базиль писал романтические пейзажи, а в конце ноября был убит в бою под Бон-ла-Роланд. В качестве творческого наследия он оставил десятки светлых жизнерадостных картин, будто спешил успеть как можно больше за семь коротких, отпущенных судьбой лет.

-12

Автор: Лёля Городная

🎯 Ваша подписка на канал «Живопись», репосты на свои социальные странички очень важны для авторов. Ставьте палец вверх, пишите комментарии! Поддержите канал своим участием! Большое спасибо!