За свои 28 лет Фредерик Базиль не только успел создать целую галерею блестящих картин, но остался в мировой истории как один из отцов-основателей французского импрессионизма.
Это тот самый случай, когда безоблачное детство и хорошее образование дали мощный импульс для развития таланта. Воспитанный в состоятельной буржуазной семье протестантов, Жан Фредерик, будучи юношей серьёзным, занялся было медициной. Но врождённая любовь к живописи заставила-таки его в 21 год отправиться в ученики к Шарлю Глейру, и уже до конца жизни Базиль не выпускал кисти из рук.
Эстетические вкусы молодого художника привели его в компанию Клода Моне и Огюста Ренуара. Солнечные, наполненные воздухом пленэры, возможность любое впечатление души наносить небрежными мазками на холст, – всё в импрессионизме отвечало характеру и мировосприятию Фредерика Базиля. Поэтому с необыкновенной лёгкостью и энтузиазмом начал он переносить окружающую действительность на свои холсты.
Потрясающая природа окрестностей родного Монпелье, поддержка родителей, их уважительное отношение к таланту сына сыграли важную роль в развитии творческих способностей. Неслучайно полотно «Семья художника» (Family Reunion) стало одним из ключевых произведений Базиля. Десять родственников на ярко освещённой террасе в саду загородного поместья замерли в свободных позах, обернувшись лицами к зрителю. Маленькая хитрость мастера состоит в том, что он ухитрился на одном холсте разместить сразу десять портретов самых близких ему людей.
Взгляд невольно переходит с одного героя на другого, стараясь уловить выражения и характеры. Каждый поражает своей неповторимой уникальностью: спокойные серьёзные лица родителей; чопорно-официальные – семейной пары; милые, полные юношеской свежести и задора личики девушек; независимые физиономии молодых людей. Сквозь густую листву раскидистого дерева пробиваются солнечные лучи, беспорядочно падая пятнами на одежду, лица, на землю под ногами. А там, в глубине полотна, за спинами людей открывается сверкающая панорама утопающих в зелени равнин и по-летнему глубокое синее небо.
Свет, любовь и тепло искренних отношений исходят от картины. Даже чересчур парадный вид чёрных фраков и котелков не может испортить радостное настроение семейного портрета. Кажется, ещё секунда, художник скомандует «отбой», – и компания шумно зашевелится, люди начнут вставать с мест, возобновятся прерванные разговоры и всё вокруг придёт в движение. По замыслу, сюжет предназначался для украшения фамильного поместья в Мерик, но, к изумлению Базиля, был неожиданно благосклонно принят в Салоне (1868), в то время как работы его друга Моне остались без внимания.
Ещё летом 1870 года Фредерик Базиль писал романтические пейзажи, а в конце ноября был убит в бою под Бон-ла-Роланд. В качестве творческого наследия он оставил десятки светлых жизнерадостных картин, будто спешил успеть как можно больше за семь коротких, отпущенных судьбой лет.
Автор: Лёля Городная