Услышал по радио только фрагмент передачи о флаге и решил сам всё поискать на эту тему. И понял - здесь всё настолько переплетено, что отделить одно от другого довольно нелегко. Но попытаемся.
Начнём с чисто физических отличий. Знамя изготавливается обычно в единственном экземпляре, в отличие от флагов, которые могут производиться в массовом порядке . Морские флаги делались из тонкой шерстяной однослойной, довольно неплотной ткани, видимо для того, чтобы и несильный ветер поддерживал их в развёрнутом состоянии. Знамёна обычно сшивались из плотной, дорогой ткани в два слоя, каждый лицевой стороной наружу и если флаг обычно имеет довольно простой рисунок, одинаковый с обеих сторон, то полотнища знамени украшаются вышитыми надписями и весьма замысловатыми изображениями, которые отличаются на разных сторонах.
Флаг - просто прямоугольный кусок ткани, знамя же может быть украшено бахромой по краям, витыми шнурами с кистями на концах, а его древко имеет остроконечное навершие разнообразнейших форм. Кстати, о древке. Флаги тоже иногда крепятся к древку, например на различных парадах, но обычно они ни к чему не прикреплены, а поднимаются на флагштоки или мачты с помощью фалов - тонких плетёных шнуров, к которым крепятся с помощью клевантов, а то и просто имеют на углах петельки, в которые ввязываются концы фала.
Значит ли это, что на флоте вообще нет знамён? Не совсем так. Вот знамя моего училища, СВВМИУ, в день столетия нашей системы:
Всё, как выше описал - бахрома, шнуры с кистями, остроконечное навершие. Обычно оно хранилось в стеклянном ящике и охранялось часовым на посту №1:
Ну, всё же могут сказать - это береговое подразделение . Но знамёна были и на кораблях, вот снимок тех времён, когда погоны были упразднены:
Надпись на нём - "Лучшей подводной лодке за боевые успехи". Скорее всего это переходящее знамя, вручаемое кораблю за лучшие достижения в определённый период. Оно хранится во внутренних помещениях и над кораблём не вывешивается.
Согласно Корабельному уставу, (2001 год),
620. Военно-морской флаг, поднятый на корабле Военно-Морского Флота, является Боевым Знаменем корабля. Он символизирует государственную принадлежность и неприкосновенность корабля, плавающего под ним, а также готовность корабля защищать государственные интересы Российской Федерации на морских и океанских рубежах.
Военно-морской флаг является символом воинской чести, доблести и славы, служит напоминанием каждому члену экипажа корабля о героических традициях и священном долге защиты Отечества.
Остановимся на некоторых, как теперь говорится, ментальных, отличиях. Знамя части есть священный символ всегда, утрата его ведёт к расформированию подразделения, оказавшегося неспособным защитить свою честь.
Флаг же корабля можно заменять по мере изношенности, и вообще, будучи спущенным, он хранится в ящике для сигнальных флагов и ничем не отличается от обычных предметов снабжения. Но это только до момента, когда он не поднят над кораблём!
Уже сам подъём его обставлен торжественно. Это происходит в 8 часов утра, при этом на определённом месте палубы выстраивается свободный от вахт и дежурств личный состав корабля. Кто из моряков не помнит этих команд: "На флаг (и гюйс) - смирно!" Все принимают стойку "Смирно".
"Флаг (и гюйс) поднять!" Офицеры, мичманы и старшины-контрактники прикладывают руку к головному убору, остальной личный состав поворачивает голову к поднимаемому в развёрнутом виде флагу.
А в Российском императорском флоте в этот момент срывался с головы головной убор. Очень красочно описывает этот ритуал Леонид Соболев: "Флаг и гюйс поднять!" Одновременно, враз, лопнула тишина.
Колокольный звон склянок. Резкие фанфары горнов, подобранных нарочно чуть не в тон. Стук весел, взлетающих над шлюпками вертикально вверх. Свист всех дудок унтер-офицеров. Трепетание ленточек фуражек, сорванных одновременно с тысяч голов. Двойной сухой треск винтовок, взятых на караул: ать, два! Флаг медленно поднимается к клотику, играя складками... Потом установленная мелодия горнов и воздух в унтер-офицерских легких кончаются. Флаг доходит до места в тишине.
...Горны вскрикнули коротко и высоко, и зачарованный молчанием и неподвижностью флот сразу ожил. Фуражки взлетели на головы, караулы взяли к ноге, повернулись, приподняли винтовки и исчезли в люках".
И если знамёна сухопутных частей при проходе императора склонялись перед ним в знак приветствия, то Андреевский флаг не салютовал и ему, а наоборот, поднимаясь на шканцы самодержец отдавал ему честь. Приспустить поднятый флаг до момента захода солнца, когда он спускался в установленном порядке, можно было лишь при отпевании покойника на борту.
Чтобы даже случайно флаг не покинул своего места, ещё с петровских времён у него выставлялся вооружённый часовой. Вот снимок 1907 года на крейсере "Кагул":
Верхний же сделан на советском корабле, когда в ходу были ещё трёхлинейки. В старое время второй такой пост выставлялся у крюйт-камеры, порохового погреба другими словами. Да ещё у денежного ящика. Что говорит о их важности. Покинуть пост у флага было несмываемым позором. Много примеров в той же Цусиме, когда часовой у флага не покинул свой пост до самой своей гибели под градом осколков.
На "Авроре" флаг был сбит шесть раз и шесть раз поднят вновь. Вот он после боя, справа виден часовой:
Внешний вид флагов периодически менялся, особенно в годы революционных потрясений. Вот я выделил в скобочках слово гюйс, звучащее в команде о подъёме флага. А может и не прозвучать. Дело в том, что гюйс поднимается на носовом флагштоке только на кораблях второго и первого ранга. А ещё он называется крепостным флагом и кайзер-флагом, только мало кто об этом помнит. А потому, что до введения его в употребление на кораблях он поднимался над крепостями, а на кораблях в момент посещения царственных особ.
Некоторые принимают его за английский, это от того, что плохо знают английский флаг, поскольку основной фон у него синий, а кресты красные, в то время как у российского гюйса - фон красный, а косой крест синий.
Вот крепостной флаг над Петропавловской крепостью в наше время:
После революции особо не мудрили, а нанесли на него советскую символику:
Но после 1936 года гюс принял следующий вид и почти не изменялся до распада СССР:
Моя служба прошла во времена, когда гюйс был именно таким, а военно- морской флаг - таким:
Очень красивый, по-моему. Но были военно-морские флаги, которые несли дополнительные символы. Орденом Красного Знамени было награждено 63 боевых корабля (32 надводных корабля и 31 подводная лодка). Орден изображался на фоне красной звезды. Если корабль был гвардейским, то добавлялась гвардейская ленточка. Всего было 18 надводных гвардейских кораблей и 16 гвардейских подводных лодок. Это звание и право поднимать гвардейский флаг передаётся по наследству с именем корабля.
А если корабль был и гвардейским, и орденоносным, то его флаг выглядел так:
Таких было четверо и все - подводные лодки. Пусть меня поправят, если я ошибаюсь. Кстати, он был официально утверждён лишь в 1950 году, хотя использовался ещё в военное время.
Можно было бы много ещё добавить, но остановимся пока на этом. А вообще, существует целая историческая дисциплина, вексиллоло́гия, занимающаяся исследовниями в этой области.
Вот ещё пара статей на смежную тему:
О наградах, заслуженных и не очень...
И снова о том, что военные носят на груди
............................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь