В фильме «Покровские ворота» есть шикарная фраза. На вопрос «Что вы там смотрите? (по телевизору) тетушка главного героя, Константина, браво так отвечает: «Наши играют во французскую жизнь!». Ну, очень смешно зрителю в этот момент было, потому что считалось, что задача любого кинематографа – рассказать о своей жизни, разобраться в своих национальных проблемах, представить свою историю, экранизировать классику. В себе надо разобраться, потом уже…
В наши дни «все смешалось в доме Облонских». Украинцы с удовольствием играют в русскую жизнь - «Непокорная», французы в русскую - «Антон Чехов», американцы в казахскую – «Амре». И вот явление 2019 года – фильм «Одесса». Русские играют на сей раз в жизнь еврейскую.
У режиссера Валерия Тодоровского есть прекрасные фильмы: «Стиляги», «Большой», сериал «Оттепель». Когда наши играют за наших, то всё получается очень даже замечательно. Даже когда с иронией, с критикой к своему прошлому – все равно интересно и горделиво. Даже показать хочется иностранцам – смотрите, что у нас творилось, и как было, как мы рок-н-ролл ваш отплясывали, а!!! Смотри русский мюзикл, американец!
Долгожданный фильм «Одесса» после стиляг по большому обескураживает. Впечатление у зрителя такое, что он залез в чужую тарелку. Да, это известно, что Одесса была в советские времена городом с большим количеством лиц еврейской национальности. Это были наши евреи, большие юмористы, изворотливые предприниматели, мелочные рационалисты в вопросах денежных трат. Они говорили на идише, именно для них Сталин создал автономную область в Сибири, но они предпочли поселиться там, где теплее, и закон не так строг, как в Москве или Рязани.
В начале фильма кажется, что режиссер подобрал для показа советской действительности образца 1970 года весьма необычный сюжетный момент – семейная трагикомедия будет разворачиваться на фоне эпидемии холеры, когда город был закрыт на карантин. Этакий «Декамерон» 21 века… Но потом главная тема, холера ее дери, куда-то растворяется, а нам оголяют Лолиту. Банальное залипание взрослого мужика на девушку 15 лет. Причем у них ничего не было, а драма должна состояться. Что нового узнаем по поводу нравственности? Фильм напоминает, что не только мужики. Женщины в годах тоже, бывает, не против показать свои прелести 12-летним мальчикам. Пусть даже еще не половозрелым. Может, это реванш за ляп в телеэфире «В Советском Союзе секса нет»? Был, утверждает Тодоровский, был во весь рост! Хорошо, был, но при чем тут Одесса, жемчужина у моря?!
Словом, фильм путается по теме. Заявленная комедия не смешна, заявленная драма не правдива. Не были евреи в Одессе настолько наивны, чтобы мало знать об Израиле. В массовом порядке они уезжали в США, в том числе через Израиль. Актеры старательно копируют одесский говор, ведут частые разговоры на идише, забытом еврейском языке, непонятном широкому зрителю, отчего и возникает ощущение неловкости. Для нас ли снят этот фильм, для широкой ли российской публики?
В финальных титрах, похоже, есть подсказка почему так всё сложилось. Заказчики кинокартины пожелали стать главными героями. Вот пусть они и смотрят.