Александр Петров
Компания ПОШ запускает блог, в котором будут публиковаться материалы о развитии туризма и экономики в Переславле-Залесском. В первом материале разговор с основателем компании ПОШ Петром Шура про 6 ключевых проектов для развития туризма в Переславле.
Петр Шура был девелопером курорта “Азимут”. Курорт стал крупнейшим инвестиционным проектом в Переславле за последние 40 лет. Объем инвестиций составил 4.5 млрд рублей. Еще 4.5 млрд рублей Шура планирует инвестировать в создание парков впечатлений. В декабре компания ПОШ представила 6 проектов, которые увеличат в 80 раз доходы от туризма в Переславле.
Кто подготовил эту программу из 6 проектов?
Я и моя команда.
Почему проектов 6, а не 3 или 10?
Чем меньше проектов, тем лучше. Выбирались проекты с наибольшей эффективностью.
В программе указано, что реализация проектов даст 80-кратный рост доходов от туризма. Как вы это посчитали?
Сегодня Переславль — транзитный город для туристов. В городе всего 50 тыс туристических ночевок. Если мы увеличим ночевки до миллиона, это даст 40-кратный рост доходов. Если туристы ночуют, то доходы увеличиваются не только в гостиницах, но и в других секторах: рестораны, музеи, экскурсии и так далее. Я полагаю, это еще удваивает доходы от туризма. Итого 80-кратный рост.
В деньгах это сколько?
Сейчас в Переславле около 400 тыс туристов и 50 тыс ночевок в год. Мы нацелены на рост до 1.75 млн туристов и 1 млн ночевок. Целевой чек на туриста с ночевкой 2,500 рублей, без ночевки 1,500. Получается 1 млн гостей по 2,500 и 750 тыс гостей по 1,500. Итого 3.625 млрд рублей. Я верю, что средний чек будет больше и доходы более 5 млрд.
В какие сроки планируешь выйти на эти цифры?
Можно за 5 лет. Наши проекты не сложны в реализации.
Эти проекты согласованы с властью?
Скажем так: некоторые проекты требуют деятельного участия со стороны власти. Например, остановку скорого поезда без РЖД и Правительства Ярославской области не сделать. Я обсуждал свои проекты на уровне города, региона и федерального правительства. Везде обещали поддержку, никто не возражал.
Слушай, а зачем тебе сдался Переславль? Как тебя занесло в Переславль?
Занесло в 2008 году. Я считал перспективным создание курорта рядом с Москвой, который бы работал на москвичей и туристов. Выбирал между Суздалем и Переславлем. В итоге выбрал Переславль, он ближе к Москве, есть озеро. Купил землю, с этого всё и началось. Начал со строительства курорта.
Мы сейчас говорим с тобой в гостинице Forest на территории курорта. Не скажу, что гостей много. Как ты планировал загружать курорт?
Изначально планировалось строительство курорта вместе с парком развлечений, рассчитанного на поток в 400 тыс туристов в год. Но жизнь внесла коррективы. Сегодня курортом владеет ВЭБ, для ВЭБа туризм не является стратегическим направлением, развивать парки они не будут. Я же не мог развивать парки, для этого требовалось внести изменения в генеральный план. Мы с 2014 года добиваемся внесения изменений. В ноябре этого года администрация Переславля утвердила изменения, обещают до сентября следующего года согласовать новый генплан на всех уровнях.
Хорошо, перейдем к паркам. Проект №1 в твоей программе как раз парки впечатлений. Зачем столько парков?
Проблема Переславля — дефицит качественных впечатлений. Есть такой индикатор — программа впечатлений должна быть в 1.5–2 раза длиннее по времени, чем время в пути до объекта и обратно. В нашем случае время в пути из Москвы до Переславля И обратно около 5 часов, летом 7–8. Значит в Переславле должны быть объекты, которые позволят туристам с интересом провести от 7 до 10 часов. Поэтому я создаю сразу несколько парков, которые будут переплетены между собой, что позволит привлекать разные аудитории, экономить на маркетинге и обслуживании, привлекать талантливых работников. Первым парком будет парк дикой природы (видео на Facebook)
А в самом Переславле разве нечего делать?
В Переславле много чего интересного. Но там мало незабываемых впечатлений, всё разбросано по городу, объекты плохо связаны между собой. Туристическому сектору Переславля требуется переупаковка, это несложно сделать, но изменения касаются сотни игроков, со всеми надо договориться, это длинный и сложный процесс. Гораздо проще в одном месте создать уникальные парки для притяжения 1.75 млн туристов, которые после парка посетят другие объекты в Переславле. Логика такая. Понятно?
Понятно. Проект №2 — станция скорого поезда. Логика понятна. Ты хочешь создать гарантированную доступность Переславля для туриста из Москвы. Кстати, почему скорый поезд останавливается в Ростове и не останавливается в Переславле?
Во-первых, остановка поезда нужна не только для туристов, но и для жителей. В городе и районе проживает около 60 тыс жителей. В летнее время население города увеличивается до 150 тысяч. Пару лет назад на Московском урбанистическом форуме я увидел исследование московской агломерации. Там был один из слайдов, где по данным от сотовых операторов оценивалось количество жителей, которые регулярно приезжают в Москву. Так вот, по этим данным Переславль входит в московскую агломерацию. Я не помню точные цифры, но около 3,500 человек не реже 3 раз в неделю отправляются в Москву и обратно.
Про Ростов. Не знаю историю, могу догадываться. Там скорый поезд проходит через город, остановка в черте города. В центре Переславля нет остановки скорого поезда. Поезд обходит город. От станции Берендеево до Переславля 22 км. Видимо, по этой причине.
Ты реально считаешь, что тебе удастся создать эту станцию?
Смотри, я вижу два препятствия. Дополнительная остановка увеличит время в пути от Москвы до Ярославля. Сейчас поезд идет 3 часа 18 минут. Остановка увеличит время в пути на 12 минут. Эти 12 минут кардинально изменят будущее Переславля в лучшую сторону. Я думаю на это можно пойти.
Второе препятствие — это поток. В Переславле уже есть сложившиеся поток из жителей и туристов. Наши парки увеличат этот поток в несколько раз.
Поэтому считаю, что проект с остановкой реалистичен. Я обсуждал этот проект с главой Правительства Ярославской области Дмитрием Степаненко. Дмитрий когда-то возглавлял крупнейшего гостиничного оператора в России, глубоко понимает как работает туристический бизнес. Дмитрий обещал взять этот проект под личный контроль и убедить РЖД в необходимости скорейшего открытия остановки.
А как пассажиры попадут от Берендеево до Переславля?
На автобусах. Запустим автобус от станции до города.
Жители города говорят про старую жд-ветку от Берендеево до центра города. Может лучше по этой ветке?
Эта ветка не эксплуатируется много лет. Ее надо реконструировать — дорого и долго. Начнем с автобусов. Может позже придумаем бизнес-модель для этой ветки.
А что с жд-дорогой вокруг озера Плещеево?
Ничего. Разобрали. Восстанавливать нет смысла. Давай вернемся к ключевым проектам, а то мы так далеко уйдем. Для быстрых результатов требуется фокусировка на ключевых проектах.
Проект №3 — местное сообщество. Почему это так важно?
В Переславле живет Боря Акимов, у которого своя ферма и гастрономический ресторан. Боря создал сообщество “Счастливые люди”, которое объединило более сотни местных предпринимателей. Там переславцы, москвичи, французы, немцы, англичане, кубинцы. Меня очень вдохновляют новости этого сообщества. Эти люди верят в Переславль, делают интересные продукты. Этих людей нужно вовлекать в развитие туристической программы, помогать с решением задач, передавать туриста из рук в руки и качественно обслуживать его.
А как же все остальные жители Переславля?
Мне важно опираться на тех, кто что-то реальное делает в туризме, мы ведь сейчас только про туризм. Всех сразу не охватить.
Проект №4 — стратегия развития. Это зачем?
Главное — обозначить перспективу, каким будет туризм через 5 и 10 лет. Создать подробный и реалистичный план, который будет реализовываться независимо от того кто возглавляет город, область или другой институт власти. Нужна программа устойчивого развития. В 2011 году я заказывал концепции развития Петру Кудрявцеву, основателю Citymakers и создателю парка "Зарядье", сейчас ту концепцию необходимо актуализировать.
И как ты обеспечишь реализуемость этого плана?
Стратегия состоит из экономической программы, мастер-плана, объемно-пространственного регламент и дизайн-кода. Экономическая программа должна быть согласована на уровне города и области, интегрирована в федеральные программы.
Один из важных разделов экономической программы — создание прозрачных и выгодных условий для инвесторов в туристическую инфраструктуру. Инвесторы хотят понимать куда и как развивается Переславль, на какие преференции они могут рассчитывать, какие обязательства возлагаются на них по налогам и рабочим местам.
Похожую стратегию КБ “Стрелка” делает для Суздаля, правильно?
Точно. Мы попробуем привлечь “Стрелку”, Citymakers и других урбанистов к работе над Переславлем.
Проект №5 — региональный бренд “Переславль”. Это что такое?
Вот есть пармская ветчина. Из итальянского города Парма. В создание этого продукта вовлечено более 1,000 местных предпринимателей. Это и фермеры, и владельцы магазинов, ресторанов, это и гастрономические туры, образовательные курсы, много всего.
Такой же сквозной продукт можно создать в Переславле. Точнее этот продукт уже есть. Его надо выбрать из линейки существующих продуктов, упаковать в сквозной продукт и приступить к планомерному развитию по качеству, сервису, узнаваемости и объему продаж. Для успешного развития переславской экономики нужен торгуемый продукт, который будет продаваться не только в Переславле, но в и других регионах России на миллиарды рублей. Важно, чтобы в создание этого продукта были вовлечены если не сотни, то хотя бы десятки местных предпринимателей.
Вы уже выбрали продукт?
Нет. Сначала разберемся в доступных ресурсах и устойчивых конкурентных преимуществах Переславля. Как только определимся с этим станет понятно на какой продукт можно сделать ставку. Потом сделаем пилотный проект. Если пилотный проект полетит, начнем увеличивать ресурс. Не полетит, значит будем искать новый продукт. Сейчас Борис работает над гастрономическим парком "Съедобная Россия" (видео на Facebook), в котором будут представлены региональные бренды со всей России.
Проект №6 — развитие экологического туризма с АСИ. Почему этот проект попал в список?
Значительную территорию Переславского округа занимает ООПТ “Национальный парк “Плещеево озеро”. Это федеральная структура, которая призвана защищать озеро и связанную природу от посягательств человека. Руководство ООПТ с этим прекрасно справляются: город и озеро почти не взаимодействуют. Идет постоянная борьба. Город хочет включить озеро в туристические программы, ООПТ запрещает.
Кроме того, вокруг ООПТ существует охранная зона, которая обязывает любые новые проекты согласовывать с ООПТ. Это сильно тормозит развитие города и туризма в частности. Программа АСИ позволит синхронизировать интересы ООПТ с интересами жителей, туристов и бизнеса.
Экологи против?
Они всегда против, это их профессиональное кредо. Жители беспокоится, что развитие туризма убьет озеро. Страхов много. С каждым страхом нужно разбираться шаг за шагом.
Будет ущерб озеру, если по нему пустят туристический корабль на электрическом двигателе? А сколько будет пользы.
Набережную построить можно, с десятком кафе, школой для парусных видов спорта, гостиницей, аквариумом.
Много чего можно. Я думаю следует системно разобраться в проблематике озера. Вокруг озеро сформировано столько мифов. То оно мельчает, то загрязняется, то вымирает, то цветет и так далее. Понятно, что главный приоритет — не навредить озеру, и даже содействовать в развитии экологического потенциала. Поэтому необходимо поднять старые материалы по озеру, актуализировать экспертные заключения, увидеть возможности и ограничения, а дальше строить планы.
Это надолго.
Нет. За год можно разобраться. А сейчас сделать самое простое — создать благоустроенные и комфортные тропы. Ходьба, бег, велосипеды, лыжи — это одно из самых быстрорастущих спортивных занятий. Переславцы будут здоровее, москвичи будут приезжать на соревнования или просто тренировки.
Я вокруг своих парков планирую построить около 80 км таких троп. Такие же маршруты можно благоустроить вокруг озера, и внутри города, соединив объекты культурного наследия.
Какие еще проекты будут добавлены в твой список?
Проектов много. Например, новая образовательная школа с бассейном, спортивным залом, залами для занятий творчеством. В будние дни утром и днем эта школа для детей из Переславля, вечером — это городской центр для родителей, в выходные и каникулы — это центр детского отдыха для туристов. Получается многофункциональный центр для детей и родителей. Но для запуска такого проекта нужно завести городскую экономику. Поэтому пока фокусируемся на 6 проектах. Новые проекты разложатся по полкам в процессе подготовки и согласования стратегии развития.
Кто тебе помогает в работе над проектами? ВЭБ помогает?
Нет, ВЭБ не помогает. ВЭБ уже помог тем, что когда-то поверил в курорт и достроил его. Сейчас у ВЭБа другие приоритеты, поэтому нет смысла рассчитывать на них в плане развития туризма. Мои главные помощники — сотрудники, друзья, семья и местные предприниматели.
И последнее. Ты создаешь блог ПОШ, который будет посвящен развитию туризма в Переславле. Зачем тебе блог?
Я когда-то издавал журналы про недвижимость, девелопмент и архитектуру. Это позволяло распространять здравые мысли и идеи среди огромного количества людей. Так и здесь. Мне интересно мнение внешних экспертов и участников проекта по ключевым вопросам развития Переславля, и важно, чтобы эти точки зрения доходили до всех заинтересованных сторон: жителей, предпринимателей, чиновников, урбанистов, туристов. Чем больше людей поверят в перспективы Переславля, начнут принимать деятельное участие в развитии города, тем быстрее город преобразится. Поэтому всех заинтересованных призываю подписываться на наш блог в Фэйсбуке и включаться в нашу работу.