Найти тему
ANROMASHKA

Притча о богатом юноше

Нынешний отрывок из Евангелия (о богатом юноше, разочарованном в учении Христа) очень известен. Художники и писатели вдохновлялись, читая его. Он стал источником крылатой фразы «сквозь игольное ушко». Вокруг него разгорались споры библеистов, текстологов, экзегетов и даже политиков. Ну, в самом деле, в повествовании много вопросов: всем ли христианам дана заповедь «продай имение и раздай нищим», или только некоторым? Если всем, тогда коммунизм, как форма общественного строя - самый, что ни есть, евангельский. Почему же он терпит неудачу в истории? А может, слова Христа обращены только к этому конкретному юноше? Позволительно ли вообще христианину владеть имуществом? Верблюд и игольное ушко это гипербола, или богачам действительно напрочь закрыт вход в Царство Небесное? 

 

Федор Михайлович Достоевский, описывая Алешу Карамазова, влагает в его уста размышления именно об этом евангельском тексте: «Хочу жить для бессмертия, а половинного компромисса не принимаю… Сказано: «Раздай всё и иди за Мной, если хочешь быть совершен». Не могу я отдать вместо «всего» два рубля, а вместо «иди за Мной» ходить лишь к обедне». Но герой Достоевского - лишь собирательный литературный образ. В жизни не менее известного, но вполне реального человека, Антония Великого, одного из основателей монашества, был подобный эпизод. Антоний, юноша, только что получивший богатое наследство, слышит, как в церкви читают именно этот отрывок, будущий великий подвижник воспринимает его как глас Божий и становится на путь отшельнической жизни, предварительно раздав свое имение односельчанам. 

 

Эпизод встречи богатого юноши со Христом почти слово в слово передают три евангелиста. Он есть в евангелиях Матфея, Марка и Луки. Однако, история сохранила для нас еще один отрывок, который помогает правильно понять этот евангельский текст. Дело в том, что в древности существовало множество попыток зафиксировать письменно учение Христа. Четыре самые удачные версии мы сегодня знаем под именем Евангелий. Однако, попыток было гораздо больше. Они сохранились небольшими отрывками, и то,благодаря тому, что их процитировал из недошедшей до нас рукописи какой-нибудь древний писатель. Ученые-текстологи собирают эти отрывки, подобно тому, как археологи из отдельных черепков составляют тысячи лет назад разбитые сосуды. Вот эти то отрывки, соответствуя в основных частях четырем Евангелиям, в мелочах несут новую информацию, полезную для понимания текста. 

 

Александрийский священник Ориген, крупнейший для своего времени ученый и богослов, в своих комментариях на Евангелие от Матфея (комментарии написаны в середине III века) цитирует неизвестную нам рукопись, в которой вариант истории о богатом юноше выглядит очень понятно и убедительно. 

«Другой из двух богачей сказал: Учитель, что доброго мне совершить, чтобы обрести жизнь вечную? Он сказал ему: Человек, исполняй Закон и пророков. Ответил Ему: исполняю. Тогда сказал ему: Пойди и продай все, что имеешь, и раздай нищим, и тогда приходи и следуй за Мной. Но богач стал скрести себе голову, и слова эти не понравились ему. И Господь сказал: Как можешь ты говорить, что исполнил Закон? Ибо написано в Законе: люби ближнего, как самого себя. И смотри, много братьев твоих, сыновей Авраамовых, запачканы грязью и умирают с голоду, твой же дом полон добра, и ничего из того не переходит к ним? И Он повернулся к Симону, ученику своему, который сидел рядом с Ним, и сказал: Симон, сын Ионы, легче верблюду войти в игольные уши, чем богатому в царство небесное»

Из множества иллюстраций этого события картина Генриха Гофмана по смыслу подходит больше всего. Кстати, на китайской иллюстрации юноша чешет голову, как и в отрывке у Оригена.

-2

-3