Мир сегодня кардинально отличается от мира вчера. Это наблюдается во всем от научно-технического прогресса до общественных отношений. Если раньше для людей авторитетами были ученые, общественные деятели, люди искусства, то сегодня лидерами мнений являются блогеры.
Можно долго спорить об их экспертности и ценности для общества, но отрицать их влияние на общество и формирование современной системы ценности невозможно.
Но блогер блогеру рознь. Одно дело вещать на небольшую аудиторию, постить мемы или рецепты, делать обзоры и совсем другое сплотить вокруг себя аудиторию, знать ее «в лицо». Есть особая когорта блогеров, мнение которых особо ценно для аудитории, к которым прислушиваются, за которыми готовы идти. Это инфлюенсеры, их роль выше роли СМИ, им доверяют. Популярность инфлюенсеров объяснить очень легко: мы живем в мире технологий, все свободное время проводит за компьютером или уткнувшись в смартфон. Потребность в коммуникации не удовлетворяется, нам не хватает общения, поэтому живое общение заменяется виртуальным. Инфлюенсеры не только восполняют нехватку общения, но и создают иллюзия объединения. Начинает казаться, что блогер и его аудитория – семья.
Инфлюенсеры обязательно имеют лояльную аудиторию. Они могут быть экспертами в одной области или рассказывать о многом, аудитория может быть несколько сотен тысяч человек или миллионы. Важно не количество, а качество: аудитория должна доверять инфлюенсеру, ценить его мнение, считать его примером для подражания.
Можно выделить 5 видов инфлюенсеров:
1. Networker — это социальный человек, который постоянно на виду, у него много социальных контактов, он как будто эксперт в разных областях.
2. Opinion leader – лидер мнений. Он – эксперт в своей сфере, может не только рассказывать о чем-то, но и научить других. Такие инфлюенсеры часто являются представителями бренда в соцсетях и на просторах Интернета.
3. Discoverer или первооткрыватель. Такой тип инфлюенсера всегда на шаг впереди конкурентов: он ищет новые платформы для продвижения, новые нише, постоянно в курсе всех новинок, может быть законодателем трендов.
4. Sharer, в русском варианте распространитель, распространяет информацию через специальные веб-ресурсы.
5. User (пользователь) – представитель средних брендов без большой базы контактов, вещает на небольшую аудиторию ,часто начинающий инфлюенсер.
Какова же функция инфлюенсеров? Добро они или темная сторона медали? На эти вопросы нельзя ответить однозначно. С одной стороны, они формируют мнения общества, продвигают бренд, информируют аудиторию. Например, блогер YouTube Юрий Дудь.
После его фильма о теракте в Беслане был организован сбор денег героям фильма, пострадавшим от теракта. За считанные дни были собраны деньги реабилитации, инвалидные коляски, ремонт и т.д. Одна из героинь разводила фиалки и продавала листочки, зарабатывая на жизнь, после фильма у нее массово скупили листики фиалок, сегодня очередь до лета 2020 года. Юрий смог сагитировать свою аудиторию на участие в митинге, что доказывает его влияние на подписчиков.
С другой, многие инфлюенсеры могут использовать доверие своей аудтории исключительно для заработка. Например, блогеры, рекламирующие казино, капперы. Яркий пример недобросовестного инфлюенсера – Ольга Бузова.
Ее творчество мало кого не оставляет равнодушным, но в разном ключе. У Ольги очень лояльная аудитория, которая искренне восхищается ей, доверяет ей, и такая же мощная армия хейтеров. Ольга Бузова использует доверие поклонников, рекламируя мошеннические криптопроекты (бузкоин), скандально известную косметику Fem Fatal (новое название Lefami), которая содержит антибиотик, и чей действительный состав не соответствует заявленном. Подписчики часто ведутся на рекламу блогера и совершают покупку, которая им не нужна или разочаровываются в покупке.
Если инфлюенсер пропагандирует ценности гуманизма, способствует развитию своей аудитории, делает людей лучше, его деятельность несет добро и позитив. Если же инфлюенсер использует аудиторию как площадку для заработка, то ни о какой пользе речи быть не может.
Мы сами решаем кому верить, но прежде чем очаровываться блогером, понаблюдайте за ним, чтобы потом не разочароваться.