Как известно, искусство не знает границ. Члены Ассоциации деятелей инклюзивного искусства (АСДИИСК) верят, что когда-нибудь этот красивый слоган станет реальностью, и общество предоставит равные условия для творческой самореализации каждого своего члена на любом уровне, от любительского до профессионального. Но до воплощения этой мечты пока очень далеко. В этих условиях объединение деятелей инклюзивного искусства в особую структуру - это вынужденный шаг, помогающий сконцентрировать силы для реализации задуманного.
14 декабря 2019 года в Москве при поддержке Министерства Культуры Российской Федерации и программы «Театр + Общество», а также Союза театральных деятелей России состоялась третья ежегодная конференция Ассоциации деятелей инклюзивного искусства (АСДИИСК) «Инклюзивное искусство – профессиональный взгляд». В столицу приехали представители двух десятков некоммерческих организаций, занимающихся инклюзивным театром и другими видами искусства, из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Воронежа, Нижнего Новгорода, Сыктывкара, Новосибирска, Иркутска, Екатеринбурга и других городов.
Участники конференции посмотрели спектакль «Я-слон» режиссера Дмитрия Богданова по комиксу писателя и режиссера с инвалидностью Владимира Рудака. Затем в формате круглого стола прошло обсуждение насущных проблем развития российского инклюзивного искусства.
Как отметила в своем выступлении директор АНО "Центр реализации творческих проектов «Инклюзион»" Татьяна Медюх, проведение в Москве в конце октября фестиваля инклюзивных театров «Особый взгляд» показало, что даже в столице нет площадки, удобной для таких мероприятий. «Даже если в здании есть доступная среда от входа до зрительного зала, гримерки и сцена остаются недоступны для людей с инвалидностью», - пояснила она. Между тем, выполнение поручения Президента РФ В.В. Путина о создании в Москве Центра инклюзивного искусства фактически провалено. По решению Минкульта, он создан в качестве структурного подразделения Государственной специализированной академии искусств без предоставления здания. Такое решение члены АСДИИСК справедливо считают формальным.
Другие выступающие подняли еще немало проблем – сложности финансирования и привлечения волонтеров, поиски своего зрителя и вопросы повышения квалификации организаторов и педагогов инклюзивных студий, недостаток информации друг о друге. Однако очевидно и другое: несмотря на трудности, движение инклюзивного искусства в России ширится. Уже сейчас, по разным данным, в стране работает более полутысяч проектов, организаторы которых вовлекают в творчество инвалидов и детей из трудных семей, бездомных и заключенных, мигрантов и пенсионеров. С каждым годом они все активнее будут добиваться признания и поддержки со стороны общества и государства.
Подробнее о деятельности АСДИИСК можно узнать тут: http://asdiisk.ru/