Найти тему
Николай Таронов

РАСКОЛ В РАННЕМ ХРИСТИАНСТВЕ. АНТИХАЛКИДОНСКИЕ ЦЕРКВИ

Раннее изображение Христа.  Катакомбы Рима. Яндекс.картинки.
Раннее изображение Христа. Катакомбы Рима. Яндекс.картинки.

После публикации мной небольшой ознакомительной статьи о несторианстве в христианской религии в комментариях читатели обращали внимание на расколы и течения в христианстве. И я решил не ограничиваться только несторианством, а описать по мере своих скромных возможностей все большие и малые расколы в истории этой религии. Ознакомиться со статьей о христианстве несторианского толка можно по ссылке https://zen.yandex.ru/media/id/5d9c6a1d3642b600ad3ef7ca/maloizvestnaia-stranica-hristianstva-5de329e00a451800b174621f.

После произошедшего на Эфесском III Вселенском соборе раскола, традиционные раннехристианские течения с несторианством не смирились. Они пытались объявить его ересью. С этой целью в 449 году и был созван Второй Эфесский собор, который претендовал быть IV Вселенским. Не будем углубляться в богословную часть решений этого собора, так как это дело теологов. Только этот собор усугубил разногласия в раннем христианстве. А папа римский Лев I отверг его результаты и назвал его «разбойничим» собором. Поэтому через два года, в 451 году, под Константинополем, в местечке Халкидон собирается следующий Вселенский собор. Впоследствии он получил название четвертого Вселенского собора. На этом, Халкидонском, соборе решения "Разбойничьего собора" были официально отвергнуты христианской церковью. Это привело к усугублению нарастающего напряжения в толковании веры. Считается, что эти теологические разногласия послужили поводом для очередного раскола.

А сами раскольники считают, что к антихалкидонским действиям некоторых конфессий привели другие события. Они считают, что для созыва Халкидонского Вселенского собора, кроме религиозных, существовали и политические причины. Кроме противодействия несторианству и отмены решений Второго Эфесского собора императору Византии и его администрации нужна была внутренняя политическая стабильность. Одним из способов это обеспечить было стремление установить религиозное единство на территории Восточной Римской империи, то бишь, в Византийской империи.

Более-менее к религиозному единению могло привести сглаживание жесточайшего соперничества между патриархами Константинопольской и Александрийской кафедр. Это соперничество началось в 381 году, когда Константинопольский собор постановил считать Константинополь вторым Римом, оттеснив Александрию. Прекращения соперничества требовал и папа Лев I, который обоснованно опасался внутрирелигиозных вооруженных столкновений, таких, какие начались в Северной Африке после завоевания вандалами Карфагена.

Святитель Лев I, папа Римский. Яндекс.картинки.
Святитель Лев I, папа Римский. Яндекс.картинки.

Халкидонский собор принял тридцать правил, из которых четыре имеют важнейшее значение. 28-м правилом собора установлено, что Константинопольская кафедра признаемся Вторым Римом. Но решения IV Вселенского собора нашли много противников. В первую очередь выступили против решения этого собора группа Закавказских церквей. Епископов Армянской, Грузинской и Кавказской Албанской церквей по каким-то причинам «забыли» пригласить на собор. Категорически против выступили Египет, Сирия и Палестина. Священнослужитель Феодосий в Палестине поднял народное восстание и захватил Иерусалим. В Александрии (Египет) восставшие перебили местный гарнизон.

В результате недовольства решениями Халкидонского собора произошел очередной раскол в христианстве. От раннехристианского движения отошли шесть церквей:

· Ассирийская церковь Востока;

· Древняя Ассирийская церковь Востока;

· Армянская апостольская церковь (православная);

· Коптская православная церковь;

· Эфиопская православная церковь;

· Эритрейская православная церковь;

· Сирийская православная церковь;

· Маланкарская православная церковь.

Просьба не путать Ассирийскую церковь с Ассирийской церковью Востока и Древней Ассирийской церковью Востока. Ассирийская церковь исповедует христианство несторианского толка и признает решения только первых двух Вселенских соборов. Остальные две церкви, как и другие антихалкидонские церкви, признают только решения первых трех Вселенских соборов.