Вы наверняка неоднократно слышали о так называемых "симуляторах ходьбы". Как правило, это не слишком продолжительные проекты с минималистичным игровым процессом – той самой ходьбой вкупе с некоторым взаимодействием с окружающим миром, которые делают основной упор на интересную повествовательную часть и погружение в атмосферу.
Данный жанр зародился сравнительно недавно и по-прежнему продолжает развиваться, но уже успел оказаться как нельзя подходящим для рассказа небольших, но порой проникновенных и берущих за душу историй и зарисовок в видеоигровом воплощении. Не стало помехой и издевательское название, объединившее все эти игры (хотя оно и может сформировать неправильное представление у игроков, не знакомых с подобного рода тематикой).
Я, как большой ценитель всего того, что вызывает мощный эмоциональный отклик, попросту не имел права проигнорировать нескольких представителей данного направления и хочу немного поговорить о них. Да, вероятно, не все из этх историй вывернут душу наизнанку, но, безусловно, оставят приятное лиричное послевкусие или же сподвигнут задуматься о чём-то важном.
Предупреждение: далее возможны некоторые спойлеры.
Gone Home (2013)
В этом небольшом приключении нам предстоит исследовать опустевший семейный дом, попутно пытаясь разобраться, а что, собственно, здесь произошло. Что примечательно – дом действительно пустой, ни одной живой души встретить не удастся, а раскрытие как основной сюжетной линии, так и пары побочных осуществляется через взаимодействие с окружением: ходим, читаем разные записки, письма, слушаем музыку, взаимодействуем с другими предметами, словом берём в руки всё, что берётся, и забираемся туда, куда можно забраться.
Атмосфера тут спокойная, но при этом с оттенком некоторой тревожности, так как постоянно ожидаешь какого-то подвоха. За окном ночь, льёт дождь, а происходит всё это дело в середине 90-х годов прошлого века, что добавляет обстановке характерного для жизни в США колорита тех лет вместе с огромным количеством культурных отсылок.
Лейтмотивом истории является первая подростковая любовь. Что может быть одновременно настолько робким, невинным, но в то же время до боли чувственным и пронзительным? Первые встречи, первые действительно серьёзные переживания, страх быть отвергнутой и/или непонятой. И что со всем этим делать? Нам предлагается проследить за событиями, произошедшими в жизни одной из главных героинь, столкнувшейся с подобной ситуацией. Также стоит сказать, что речь здесь идёт о любви двух девушек, что добавляет повествованию некоторой остроты. Но в целом, всё достаточно безобидно и даже трогательно.
Кого-то местная проблематика может не зацепить, а кого-то и вовсе покоробить, но если этой истории всё же удастся до вас достучаться, то получите интересный и эмоциональный игровой опыт.
The Vanishing of Ethan Carter (2014)
Необычное расследование в скрытом от посторонних глаз месте. Поначалу завязка показалась мне наивной и не слишком убедительной, но в итоге для неё нашлось подходящее обоснование. Главный герой, специализирующийся на расследованиях всяческих аномальных явлений, получает письмо от мальчика Итана о творящейся в его поселении разного рода чертовщине и отправляется на место, чтобы разобраться в ситуации.
Большинство геймплейных ситуаций здесь сводится к поиску улик (каких-то важных предметов), а затем восстановлению с их помощью хронологии событий для ключевых сцен-расследований. Это достаточно интересно, хотя и незамысловато. Иногда встречаются головоломки в небольшом количестве, а также пугающие и просто угнетающие (в хорошем смысле) игровые эпизоды.
Мир условно открытый и даже может показаться большим, хотя это и не совсем так. Распутывая последовательность странных событий, творящихся в Долине Красного Ручья, мы так или иначе побываем везде, где только можно, и даже чуть больше. Большую часть времени здесь занимают переходы от одного сюжетного события до другого, но и они не утомляют, так как мир просто дико очарователен, и бродить по нему под щемящую меланхоличную музыку – отдельный вид удовольствия.
Сама история тут мрачная, грустная, получающая по итогу интересное завершение и оставляющая под сильным впечатлением.
Firewatch (2016)
Повесть о попытке в прямом смысле сбежать от серьёзного жизненного кризиса, о том, чем впоследствии эта попытка может обернуться, и о том, как иногда совершенно незнакомый человек может внезапно стать для тебя кем-то крайне значимым (даже если ты ни разу не видел его или её воочию).
В результате определённых неприятных событий главный герой устраивается наблюдателем на пожарную вышку в заповедный национальный лес. Здесь ему предстоит провести три летних месяца, столкнуться с происходящими вокруг разного рода странностями и, в конце концов, найти в определённом смысле родственную душу.
Сюжет достаточно прост: мы занимаемся своей работой, попутно выстраивая отношения с начальницей, с которой на протяжении всей игры общаемся исключительно по рации. Параллельно происходит ряд непонятных событий, с которыми нам тоже придётся что-то делать. Так же, как и в Gone Home, история здесь очень приземленная и заканчивается до крайности по-будничному, хотя для меня это является в некотором смысле преимуществом. Характеры и личности героев при этом интересно раскрываются, а по итогу они оказываются для тебя совсем не чужими.
По аналогии с The Vanishing of Ethan Carter блуждаем по условно открытому просторному миру, в котором, по сравнению с предшественницей, стало больше необязательных событий, которые можно пропустить, и о них никто не даст никаких подсказок. Атмосфера за всё время раскручивания сюжетной линии переходит от депрессивной к весёлой, тревожной, ностальгической, снова депрессивной, и здесь можно привести ещё целый ворох подходящих эпитетов. О музыкальном сопровождении сказать особенно нечего: оно просто неплохое, но для себя тройку запоминающихся треков я сумел отметить.
Повторюсь, всё очень жизненно, душевно и со своим лиризмом. Играть стоит.
What Remains of Edith Finch (2017)
Нестандартное повествование об одном интересном семействе с чрезвычайно высокой смертностью.
В данном случае мы исследуем опустевший семейный особняк, изучаем биографии представителей семейства Финч и выясняем информацию о событиях, послуживших причинами смерти того или иного из них. С каждым родственником связана отдельная небольшая история, оформленная в собственном стиле, в том числе и геймплейно.
На мой взгляд, данное произведение можно назвать такой вполне себе игровой элегией. Все эти грустные зарисовки, размышления над непростыми, но вечными вопросами жизни и смерти, случайности и предопределённости и того следа, который оставляет после себя каждый человек, покидая наш с вами мир. Это очень сильно берёт за живое, оставляет под мощным впечатлением и не отпускает даже спустя длительное время.
Однозначная рекомендация, но под подходящее настроение, чтобы по-настоящему проникнуться и ненароком не впасть в послеигровую депрессию.
***
По итогу могу сказать, что все проекты из сегодняшнего материала заслуживают своего внимания и своего времени. Они продвигают вперёд новый жанр, которому предстоит через многое пройти, так как перспективы развития у него крайне обширные. А также доказывают, что пренебрежительное название является верным отнюдь не всегда.
Благодарю за внимание.