На FINOPOLIS 2019 международная платежная система Mastercard и российская компания Cardsmobile объявили о запуске сервиса Кошелёк Pay. О возможностях нового сервиса, а также о развитии бесконтактных форм-факторов и токенизированных платежей в России журнал «ПЛАС» побеседовал с Дмитрием Тартышевым, директором по развитию цифрового бизнеса Mastercard в России, и Кириллом Горыней, генеральным директором Cardsmobile.
ПЛАС: Каковы, на ваш взгляд, реальные преимущества и недостатки различных технологий бесконтактной оплаты и бесконтактных форм-факторов – карт, смартфонов, платежных колец и браслетов? Что в этом отношении показывает российский и мировой опыт?
Д. Тартышев: У любой технологии и форм-фактора найдутся свои поклонники и антагонисты. Это нормально. Стратегия Mastercard направлена как раз на то, чтобы наши продукты, сервисы и технологии могли отвечать любому пользовательскому предпочтению. Например, студенты, которые участвовали в FINOPOLIS 2019, с радостью узнали, что бесконтактная технология скоро появится в классических популярных часах Swatch: «Наконец-то дождались!» – сказали они. Им очень понравилось, что часы выполнены в привлекательном дизайне и что их не надо заряжать. Такая же ситуация с другими устройствами с платежным функционалом: кому-то нравится телефон, кому-то – кольцо или брелоки. Пожалуй, смартфон является наиболее удобным с точки зрения дистанционного взаимодействия с платежным сервисом.
К. Горыня: Современные платежные инструменты постепенно вытесняют «пластик» – все больше людей оплачивают покупки и услуги смартфоном. Начинают выходить на рынок «умные» носимые устройства: часы, брелоки, ювелирные украшения. У таких способов оплаты есть преимущества: транзакция занимает считаные секунды, и покупателю больше не нужно носить с собой пластиковые карты.
Задача Кошелёк Pay – сделать технологию бесконтактной оплаты доступной максимальному количеству людей независимо от форм-фактора, который они выбирают для оплаты, и обеспечить удобство и безопасность таких платежей.
Наша миссия – собрать все необходимые человеку карты в одном месте, в его смартфоне. С запуском сервиса мы сделали еще один большой и важный шаг на пути к ней, обеспечив возможность оцифровать не только дисконтные, но и платежные карты.
Д. Тартышев: Стремительный рост популярности носимых устройств в качестве бесконтактных платежных форм-факторов свидетельствует о том, что мы стоим на пороге появления высокосегментированного рынка. И в России, и в Европе банки уже не останавливаются только на каком-либо одном варианте решений от конкретного производителя, зная, что востребованы разнообразные предложения, а пользователи хотят иметь возможность выбора наиболее удобных способов совершения платежей. Поэтому оптимальная стратегия – присутствие в сегментах всех популярных форм-факторов.
Задача Кошелёк Pay – сделать технологию бесконтактной оплаты доступной максимальному количеству людей
В свою очередь задача производителей носимых устройств – сделать свой продукт максимально интересным потребителю. Уже есть примеры, когда компании включают в свои решения сразу несколько сервисов – как платежных, так и нефинансовых, тем самым делая продукт еще более многофункциональным для пользователей.
ПЛАС: Чем, по вашему мнению, обусловлена столь широкая популярность сервисов Pays? За счет чего Россия занимает лидирующее положение по количеству токенизированных платежей? Насколько конкурентен этот рынок сегодня?
Д. Тартышев: Здесь играют роль скорость развития и доступность этих технологий. Мы достаточно давно поверили в бесконтактную технологию как одну из перспективных инноваций, которая со временем станет повсеместной. За счет того, что Mastercard активно занималась продвижением технологий и со стороны эквайринга, и со стороны эмитентов, сформировалась база для нового поколения платежей.
В 2008 году в России Mastercard продемонстрировала первую бесконтактную технологию, и первые банки начали выпускать такие карты. Тогда на нас многие смотрели, как на марсиан, и не все решались внедрять эту инновацию. Сегодня, спустя всего 10 лет, мы близки к 100%-ной интеграции технологии на рынке. Россия – № 1 в мире не только по цифровым платежам, но и по бесконтактным. Мы видим, как растет число платежных операций и с использованием различных носимых устройств – на российском рынке есть целый ряд возможностей, в их числе и смартфоны, и брелоки, и стикеры, и «умные» часы.
К. Горыня: Мобильные платежи набирают популярность по всему миру. Об этом свидетельствуют данные Mastercard: только за последний год количество европейских торговых сетей, принимающих бесконтактную оплату, выросло на 42%.
Россия занимает первое место в мире по объему бесконтактных платежей. Одна из причин – восприимчивость россиян к инновациям в сфере финансовых технологий. Будучи стратегическим партнером Mastercard в области развития бесконтактных мобильных платежей, мы представили первую версию приложения «Кошелёк» с платежной функциональностью еще в 2013 году – задолго до выхода на российский рынок иностранных Pay-сервисов. В той версии Кошелька можно было удаленно выпускать предоплаченные карты банков-партнеров и платить в одно касание телефоном – уже тогда сервис был популярен среди наиболее продвинутых в сфере технологий пользователей.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что Pay-сервисы становятся востребованными у широкой аудитории. Одна из причин – доступность смартфонов, поддерживающих технологию бесконтактной оплаты. По прогнозам Ernst & Young, тренд сохранится, и уже к 2035 году около 95% всех транзакций в России будет осуществляться с использованием инновационных средств оплаты – смартфона или «умных» гаджетов.
ПЛАС: Смогут ли носимые устройства с функцией бесконтактных платежей со временем полностью вытеснить традиционный форм-фактор физической карты?
Д. Тартышев: Вероятнее всего, форм-факторы будут сосуществовать. Хотя не могу не отметить, что среди знакомых мне держателей карт Mastercard есть те, кто уже не носит карту с собой, а все платежные операции совершает с помощью смартфона или иных носимых устройств. Вместе с тем немало и тех, кто отдает предпочтение традиционному «пластику». Для нас важно в равной степени учесть интересы и тех, и других.
Будущее платежей будет определяться наличием выбора. Мы уже сейчас видим, как использование гаджетов в качестве платежных инструментов становится традиционным повсеместным подходом. И сегодня в рамках программы Mastercard Digital First мы даем возможность банкам-партнерам выпускать только цифровые карты.
Продолжение материала содержит полезную для вашего бизнеса информацию…