17 декабря знаменито в кадрах тем, что в этот день издаётся график отпусков. Раз десять я его составлял. Это, я вам доложу, то ещё удовольствие.
Всякие графики я составлял ещё на армейской службе, неплохо, кстати получалось. По крайней мере, у меня никогда не было ситуации, когда всем машинам нужно было одновременно плановое ТО и никогда на капремонт или капремонт двигателя не становилось больше одной машины каждого типа. И водители у меня всегда были в наличии, и ГСМ, и ЗИП.
Попав на гражданке в кадры, я в принципе, оказался в своей колее. На моей памяти, почти все почти всегда желали в отпуск в летние месяцы. Естественное желание, вот только… Не всегда есть возможность. К примеру, июль-август, это период, когда выпускники ищут работу. Рабочий некомплект есть всегда на любых предприятиях, поэтому в кадрах был либо я, либо мой начальник.
В общем, летом не отпускают не потому, что синдром вахтёра, а потому, что иначе будут проблемы. У предприятия. Вас не колышет? Извините, а зарплату вам кто платит?
Вообще можно составить график и никого не спрашивая, закон это позволяет. Но это глупо по двум причинам:
Причина 1. Злить работника на ровном месте не стоит. Хочет июль и есть возможность – пусть идёт в июле.
Причина 2. Есть льготники. Их не так много, как кажется, но они есть. Во времена моей работы самой значимой категорией были жены военнослужащих и «чернобыльцы». 235-ое Постановление Совмина СССР мы не применяли и ГТИ с нами соглашалась. То, что это было неправильно, ВС РФ решил только в 2014 году, но у нас матери с двумя детьми льгот в графике не имели.
Так что где-то с начала декабря мы собирали пожелания. Чем доставали льготники? Царственной позой. Мол, я ещё не решил, когда пойду, вы же меня и так отпустите? Да, это правда. Если льготник указал в графике октябрь, а потом пришёл и сказал, что достал горящую путёвку на август, мы обязаны его отпустить в августе. В чём проблема? А в том, что в августе из этого подразделения должны были идти другие люди и мы их тоже будем обязаны отпустить, ибо статья 123 ТК РФ. В итоге в августе в подразделении – никого.
А ещё сюда добавляем тех, что материально не очень стеснен и уходит в неоплачиваемый отпуск или использует отгулы. Июль-август – всплеск таких желаний.
Отдельной строкой выделяем любителей «болеть» летом и возвращаться с загаром, не слишком скрывая его источник приобретения.
Я, например, не скрываю, что мне всё это не нравится. Что делать? Я писал про молодого начальника, который решил, чтобы «всё по закону». Что было сделано.
1. По умолчанию, за всеми льготниками блокировались июль и август. ДВА месяца. Соответственно, на всех остальных в подразделении было меньше мест на отпуск летом. Это доводилось до всех сотрудников. «Разделяй и властвуй». Солидарность? Не в России. Льготников начинали травить. Варианта у льготника было два: принять правила игры и добросовестно указывать дату отпуска, либо уходить. Что делать, если льготник, ценный сотрудник? На самом деле, это редкость. Жены вояк имеют крайне рваный стаж и надолго не приходят, «чернобыльцы», которые настоящие, больные люди и работать много не в состоянии. Если действительно сотрудник был ценным, с ним договаривались, по первому варианту. Предсказуемость – важное качество.
2. Для расчёта премий не включались периоды временной нетрудоспособности и неоплачиваемые отпуска. При действовавшей системе премирования десять дней «больничного» в Турции могли обойтись до 75% годовой премии и до 100% месячной. Плюсом к стоимости путёвки. Есть над чем подумать – время есть, а денег нет.
3. Микроменеджмент хитрожопых. Взял пять отгулов подряд с понедельника по пятницу? Не вопрос, отдыхай. KPI на следующей неделе рассчитаем с точностью до тысячных. И работы тебе прилетит мама не горюй, низкоквалифицированной, но трудоёмкой. И так каждый день. Через месяц появляется раздражительность, через два – агрессия, через три – апатия и пофигизм, сотрудник косячит, его увольняют. Бывало, что с гражданским иском или даже с уголовным делом. Процент побед в судах – свыше 90%. Впрочем, большинство уходило по истечения месяца. Микроменеджмент – тяжёлая вещь.
4. Негласная проверка «больничных». Незаконно? Ну не знаю. То, чем занимался я, было вполне законно. К примеру, день на четвёртый больничного звонишь сотруднику. Мол, как твоё драгоценное здоровье? Поправляйся, будь здоров. А потом берём детализацию вызовов и смотрим, как был тарифицирован звонок, был ли роуминг. Не взял телефон или выключен? Если в течение дня не перезвонил – на карандаш. По возвращению с загаром – микроменеджмент.
Я это к чему? Нет, я не болен синдромом вахтёра, я всегда за человеческие отношения. Нормально работаешь – нормально отдохнёшь, смотри причину 1 тебя не злить. Решил сыграть в игру «Мне положено» или «Х## поймаете»? Так положено может быть не только тебе, а ещё есть игра «Х## проскочишь». Всем удачи в графике отпусков на 2020 год, понимающего руководства и разумного поведения.