Найти тему
Елена Шестакова

Как я снималась в массовке фильма "Жестокий романс", а наши сцены вырезали...

В 1983 году к нам в Кострому приехала съёмочная группа Эльдара Рязанова для съёмок фильма "Жестокий романс" по мотивам пьесы А.Н. Островского "Бесприданница". Городок наш стоит на Волге, его очень любил Островский, написал здесь немало своих произведений. К тому же, у нас отлично сохранилась архитектура 18-19 веков, так что лучшего места, пожалуй, и не найдёшь.

Фотографии из открытых источников и из архива автора.
Фотографии из открытых источников и из архива автора.

В центральном парке на высоком волжском берегу построили декорацию деревянного дома Огудаловых. Площадку никто не охранял, и мы с подругами отправились туда и всё подробно рассмотрели. На самом деле никакого дома не было - одна стена фанерная, но выглядела она очень натурально, и дворик у "дома" был уютненьким и зелёным, а бутафорская ограда - весьма красивой. К тому же, вид на Волгу открывался замечательный!

Сцена из фильма "Жестокий романс".
Сцена из фильма "Жестокий романс".

Процесс подготовки к съёмке нам удалось посмотреть в очень туманный день на набережной. У пристани стоял пароход "Ласточка", и там шла репетиция сцены с Ларисой Огудаловой на палубе. Сам же этот эпизод позднее снимали посередине Волги, на фарватере.

А потом мы увидели объявление в газете о том, что требуется большое количество народу для съёмок массовки в драматическом театре, так как Эльдар Рязанов хотел сделать несколько эпизодов, которых нет в пьесе Островского. Позднее, к сожалению, все кадры, сделанные в театре, вырезали из картины, хотя снимали их три дня, и в них участвовали Людмила Гурченко, Георгий Бурков и другие знаменитости.
Кастинга, как это сейчас водится, никакого не было. Нас сразу записали в массовку и повезли на автобусе в костюмерную, которая расположилась в доме культуры "Текстильщик". На примерку выстроилась огромная очередь, которая двигалась медленно и нудно. Зато костюмов там оказалось великое множество и на любой вкус. Но выбирать самостоятельно нам не позволили: наряд для каждого подбирала костюмерша. Подруге Марине достался изысканный наряд молодой знатной дамы из высшего света. Мне дали платье попроще, но тоже весьма симпатичное. А Ниночке подошёл типаж купеческой дочки.

В драмтеатре нас сразу же стали гримировать. Парикмахер-гримёр с Мосфильма сделала мне красивую причёску и воткнула в волосы голубой цветок. Я себе сильно понравилась в образе дамы 19 века.

До начала съёмок можно было побродить по театру, полюбоваться друг на друга и сделать фотографии на память (но моим фотоаппаратом "Смена 6" фотки получились плохо). Зато мы сразу начали входить в роли. Представили себе, будто в театре собралось самое изысканнейшее общество 19 века: ведь кругом были дамы в платьях до пят, кавалеры в чёрных фраках, господа офицеры в мундирах с эполетами. Мы плавно двигались по залам и лестницам, пытаясь не наступить на шлейфы своих платьев и придать своим движениям некую дворянскую стать.

Затем в большом фойе со всеми участниками массовки провели напутственную беседу, разделили по сословиям в соответствии с нарядами и рассадили в партере и ложах. Марина получила себе в "мужья" блестящего офицера и уселась рядом с ним в ложе у самой сцены. Мы с Ниной приглянулись второму режиссёру и получили очень хорошие места в третьем ряду партера (то есть имели шанс увидеть себя потом на экране).
Все должны были изображать публику провинциального театра города Бряхимова. Нам раздали в руки цветы: надо было бросать их на сцену, хлопать и кричать "бис" и "браво".

Тем временем в театре появились известные артисты - Никита Михалков, Алиса Фрейндлих, Людмила Гурченко, Андрей Мягков, Георгий Бурков, Лариса Гузеева. И мы на этих кинозвёзд, конечно же, любовались! Но что-то не заладилось с осветительной аппаратурой, и ожидание затянулось. Тогда на сцену вышел Эльдар Рязанов и начал беседовать с массовкой. Он нам рассказывал столько интересного о киносъёмках, как будто бы вёл "Кинопанораму" специально для нас, так что мы просто заслушались и были в восторге от такого замечательного общения со знаменитым режиссёром.

Наконец всё было готово к съёмке, и Эльдар Рязанов рассказал нам, что следует делать и как себя вести. Он нас так "зажёг", что мы и вправду почувствовали себя персонажами далёкого прошлого. Гурченко и Бурков на сцене изображали артистов провинциального театра, а главные герои фильма восседали в ложе бельэтажа. Ну а мы, массовка, неистово аплодировали, кричали "браво" и кидали цветы на сцену - к ногам кинозвёзд! Сделали, наверное, дублей семь. Рязанов отсматривал снятый материал тут же на каком-то экране и делал необходимые замечания. В общем, всё было необычайно интересно. Съёмки одного эпизода заняли целый день. Потом мы сдали костюмы и тут же получили гонорар - по 6 рублей на человека. По тем временам это были приличные деньги. К сожалению, на второй и третий съёмочные дни мы пойти не смогли: работали.
Готовый фильм ждали с нетерпением, чувствовали, что он станет киноклассикой. И он, конечно, очень понравился. Но... все наши театральные эпизоды не вошли в окончательную версию. А жаль...