Найти тему
Василий Ингулецкий

СОВМЕСТНЫЕ УЧЕНИЯ. Или история об условно пострадавших и фактически выживших.

 Фото из Яндекс-картинки.
Фото из Яндекс-картинки.

Время от времени на подводных лодках ВМФ проводятся специальные учения с целью отработать эвакуацию в открытом море, раненого (больного) члена экипажа . Хочу поведать об одной таком учении. Время действия- 80-е годы прошлого столетия. Место действия- база Атомных подводных лодок Краснознаменного Тихоокеанского флота. Как водится задолго до проведения совместной тренировки подводников и вертолетчиков морской авиации, представители «двух стихий» несколько раз собирались в кают- кампании АПЛ для согласования и уточнения деталей предстоящей операции. Так как гостеприимство подводников- не пустой звук, гости корабля, после каждого совместного согласования, покидали борт корабля не совсем твердой походкой, но в весьма приподнятом настроении.

По итогам встречи приняли следующую последовательность действий: Условно «раненого» члена экипажа «пеленали» в отсеке АПЛ и закрепив ремнями на специальных носилках ,поднимали на надстройку корабля( операция довольно таки сложная, потому как из за специфики внутреннего устройства подводной лодки, «пострадавшего», не зависимо от состояния , на поверхность нужно извлекать в вертикальном положении по узким вертикальным трапам. Та еще задача…)После того, как «больной» будет извлечен из чрева «потаенного судна» к борту должен был подлететь вертолет, зависнуть над АПЛ , спустить на тросе свои носилки принять «пострадавшего» , поднять на борт и лететь к медикам. Медики тоже участвовали в учениях. Они должны были принять страдальца с вертолета и оперативно доставить в госпиталь. Главную роль в этом шоу-роль условно больного ,доверили боцману, как самому бывалому и подготовленному специалисту.
Короче говоря, на этапе разработки плана учения и согласования действий все шло без сучка и задоринки. Когда же настал день проведения учения, начался сплошной экспромт и импровизация. Для начала , да бы на АПЛ не производить ввод реактора, лодку решено было буксирами вытолкать на «бочки» (специальная стоянка в центре бухты, в которой базировались корабли флотилии). Когда АПЛ стала «на бочки», бывалый мичман вдруг передумал быть участником героического перелета. Видимо долгие годы службы в подводном флоте выработали обостренное чутье опасности, в той части его туловища, где находится седалищный нерв. Уперся мичман так, что не сдвинуть буксиром. На приказы, угрозы и уговоры отвечал категорическим отказом. И в экипаже не нашлось добровольцев «покататься» на вертолете, а так как подводники вообще, народ отважный, то такая ерунда, как угрозы командования лишить экипаж премии и поменять время очередного отпуска с лета на зиму никого не испугали.

В итоге решили поступить следующим образом- внутри АПЛ, как и положено «раненого» боцмана укладывали на носилки и по всем правилам поднимали на надстройку корабля. Когда подлетит вертолет и спустит на тросе «люльку» в нее уложат два мешка с балластом, заменяющим вес «пострадавшего». В качестве балласта в мешки утрамбовали всякий ненужный хлам собранный в отсеках корабля. Такое решение удовлетворяло все, участвующие в учениях, стороны. Как ни крути, но операция являлась потенциально опасной, а лишний риск ни кому не нужен.

В назначенное время на корабль, для наблюдения за ходом учения, прибыл начальник политотдела дивизии. После того, как на мостике расположились командир АПЛ, старпом, начальник политотдела и замполит, по кораблю была сыграна учебная аварийная тревога. Экипаж начал условно тушить, условное возгорание в одном из отсеков ПЛ. После условной победы над условным огнем, начали эвакуировать условно пострадавшего боцмана. Процесс извлечения тела условно пострадавшего из недр субмарины прошел без замечаний. По радио вызвали вертолет. Вертушка прилетела, летуны спустили на тросе носилки, и моряки оперативно загрузили мешки с хламом ( больше всех старался боцман). Все получалось, настроение у всех было на подъеме и никто не заметил, как «песец подкрался не заметно» .

Приняв «груз» и почему- то не выбрав трос и не подняв носилки, вертолетчики «ударили по газам» и пошли на разворот. Покорно повинуясь законам физики, носилки набрали ускорение и описав почти полный круг вернулись к исходной точке полета- к борту подводной лодки. Удар пришелся аккурат ниже того места надстройки, где сидели командир со старпомом и начпо с замполитом . Ударом носилки смяло, а их содержимое разлетелось из разорванных мешков во все стороны красочным фейерверком. Трос с обломками носилок просвистел над головами подводников и скрылся в чреве уносящегося к облакам вертолета. На мостике командир едва не поперхнулся сигаретой, а начальник политотдела, снял с головы пилотку и трижды осенил крестным знамением свое чело.

Боцман некоторое время постоял, разглядывая след от удара на рубке, потом молча спустился в рубочный люк и больше, до конца недели, его трезвым никто не видел…