Обычно я фототехнику не обсуждаю, поскольку лучший аппарат - тот, который оказался в руках в нужное время в нужном месте. Конечно, каждый аппарат или объектив имеют свои особенности, но их обсуждением и без моего участия занимается достаточное количество народа. Изредка, когда оно того стоит, буду делать исключения. Здесь будет первое из них.
Захотелось снять то, что видно на этом снимке. Условия для съёмки замечательные: ночь, оранжевое освещение, яркие огни в разных местах, движущийся на нас со скоростью ок. 20 км/ч поезд. Для полноты ощущений хотелось бы добавить снег крупными хлопьями, но не случился. Есть ещё вариант сделать снимок с прожектором, светящим прямо в глаз, но это как-нибудь в другой раз - пол-неба будет подавлено прожектором, появится какие-нибудь занятные силуэты и тени. "Размазать" движущийся объект (поезд) и превратить на длинной выдержке в светящуюся полосу - дело дурацкое нехитрое, хотелось его как-то хоть немного зафиксировать. Нетрудно понять, что автофокус со 100% вероятностью наведётся не туда или вообще никуда не наведётся: будет перескакивать с одного яркого пятна на другое (они же все почти одинаковые, а некоторые ещё и движутся) и сойдёт с ума, примерно как здесь:
За пару дней до этого снимка пытался сделать такой же автофокусным объективом в ручном режиме - получилась полная ерунда, причина в малом ходе фокусировочного кольца, его трудно (на ветру и на холоде) установить туда, куда нужно, и оно легко сбивается с установленного положения. Автоэкспозиция тоже отменяется - автоматика будет задирать чувствительность, убивая картинку шумом. Так что всё придётся делать ручками, как на аппарате Смена.
И вот мы плавно подошли к логичному выбору оптики: нужен полностью ручной объектив с большим ходом фокусировочного кольца. Некоторая туговатость этого кольца приветствуется - оно не должно сбиваться от всяких мелких случайностей. Учитывая композиционную хотелку, это должен быть умеренный телевик ("портретник").
В далёкие ("тёмные и мрачные") времена плёночной техники фотопроизводителей существовало в разы больше, чем сейчас. Люди были "дикие": обрабатывать ч/б фотоплёнку и печатать фотографии умел с разным успехом каждый второй, автофокусом и автоэкспозицией не пользовался никто, - их просто не было, - никаких поворотных экранов у аппаратов не было и (о ужас!) никаких инстаграмов тоже не было.
В то дремучее время в несуществующей сейчас стране ГДР было такое предприятие - Народный Комбинат Pentacon, образованный на базе нескольких известных фирм, в т.ч. Meyer Optic и Carl Zeiss Jena. И этот самый комбинат под марками... Meyer, CZJ, Pentacon в разных вариантах выпускал один из лучших 135-мм портретников всех времён и народов. Есть граждане, которые именно этому объективу и его ближайшим родственникам присвоили звание "монстр боке". В мои руки попал когда-то такой объектив в версии Electric с многослойным просветлением и 6-лепестковой диафрагмой (бывают версии с 15 лепестками). Полностью он называется Pentacon Electric 2.8/135 MC, имеет 3 контакта для передачи данных о диафрагме при работе с некоторыми аппаратами Praktica. Подробности все желающие могут найти в бездонных закромах Сети.
У объектива есть специфическая особенность, помимо красивой картинки. Сколько раз сталкивался с немецкой техникой, столько же раз и удивлялся - как "великим механикам" немцам удаётся в относительно простой и очевидной ситуации, отработанной разными производителями в течение десятилетий (6-лепестковая диафрагма), намутить такую сложную и нежную конструкцию. Привод прыгающей диафрагмы требует предельно аккуратного обращения, холод для неё может оказаться серьёзным испытанием.
Сижу в сугробе, предварительно вытоптав себе небольшой окопчик в снегу (я же здесь во второй раз). Штатив, серийный режим (10 к/с), предварительная наводка резкости на маневровый светофор до подхода поезда. У объектива не возникает никаких поползновений вытворить что-то, о чём я его не прошу, - ему просто нечем вытворять. ISO 400, выдержка 1/10, диафрагму не помню (кажется, 4 - пришлось немного пожертвовать светосилой ради увеличения ГРИП).
Через четверть секунды после этого снимка тепловоз начал входить в кривую и быстро смещаться влево, в следующих кадрах серии он уже был прилично подразмазан. Снималось, конечно, в RAW формате, потом всё обрабатывалось известно где. Оранжевый свет корректировать не стал: оранжевый - так оранжевый. "Немец" выжил и жив до сих пор.