Найти тему
📚 МемуаристЪ

Молотов проговорился о приказе Сталина

Взялся перечитывать замечательную книгу Феликса Чуева о его беседах с легендарным Сталинским наркомом иностранных дел. И вдруг обнаружил как Молотов вскользь проговорился о настоящих причинах одного из приказов Сталина.

Чуев на протяжении полутора десятка лет регулярно встречался с Вячеславом Михайловичем и беседовал о прошлом. Так получилась, по сути, книга мемуаров самого Молотова.

Что важно понимать - встречи эти начались когда Молотову было уже крепко за восемьдесят. Он давно отошел от государственных дел, скрывать что-то или напрямую врать не было никакого смысла. Многие из тех, о ком рассказывал Молотов, давно уже остались лишь именами на жестоких или победных пергаментах вечной книги истории.

Что ещё важнее, одни и те же вопросы Чуев задавал отставному наркому множество раз за эти пятнадцать лет. Особенно, вопросы острые, про пакт с Риббентропом, о секретных протоколах, об истинных планах Сталина, о советской политике. И неизменно получал одни и те же ответы.

Любопытно, что Молотов крайне редко давал оценки политическим деятелям своей эпохи. Мог указать на сильные или слабые стороны, но хвалить или ругать по старой МИДовской привычке избегал.

И только о Сталине Вячеслав Михайлович всегда говорит с подчеркнутым уважением. Причем это семидесятые-восьмидесятые годы, когда вовсю уже разоблачен якобы культ Сталина и доброго слова про вождя от политиков не услышишь.

Как же так, восклицают либералы, ведь Сталин преследовал Молотова! Более того, чуть ли не по личному приказу Сталина невинно осуждена и расстреляна Берией жена Молотова - Полина Жемчужина (в девичестве Перл Соломоновна Карповская)!

Правда, когда начинаешь разбираться с невинностью, возникают неудобные вопросы. Не занимался ли еврейский антифашистский комитет подготовкой переворота в СССР? О чем шепталась Жемчужина с израильским послом Голдой Меир на официальных приёмах? Так ли уж врали чекисты о государственной измене?

Или другие, гораздо более шкурные вопросы. Как на высоких должностях в наркомате рыбной промышленности, который недолго возглавляла Жемчужина, оказался десяток ее родственников? И все ли хищения, что им вменяло советское следствие были вымыслом? Да много чего.

Кстати, жену Молотова вовсе не расстреляли, а отправили в ссылку. Согласитесь, есть некоторая разница. А палач Берия ее как раз полностью реабилитировал и освободил. Расстрелянная Берией по приказу Сталина Жемчужина удивительным образом дожила до 1970-го года.

Впрочем, я заговорился. Сегодня хотел вовсе не об этом, а о дипломатии. При Молотове уровень работы МИДа поднялся на недосягаемый уровень. Наши дипломаты заставляли уважительно говорить с нами даже наших врагов. Выбивали на переговорах совершенно удивительные уступки для СССР.

Молотов рассказывал Чуеву как непросто пришлось ему общаться с премьером Японии. Общаться после того, как Сталин в середине войны подтвердил союзникам обязательство покончив с Германией, объявить войну Японии. И японцы про это прекрасно знали.

Но ведь общался, работал, решал вопросы. Вот - настоящий уровень дипломатии, а не современные обзывательства друг на друга с высоких трибун.

При всё при том, Молотов раз за разом просит не называть его дипломатом. Я - партийный деятель, не более, дипломатической работе я не учился. Да и языков не знаю.

Правда, тут же выясняется, что Молотов бегло читает и говорит на немецком, английском, французском и еще ряде языков. Но сам себя корит за недостаточное, для дипломата понятно, владение этими языками. Настоящий дипломат должен тонко чувствовать все нюансы языка, знать его лучше местных, - говорит Сталинский нарком.

И напоследок небольшой курьез, как Молотов проговорился об истинных причинах приказа Сталина. В основном, на фото мы видим Молотова в одном и том же простом костюме. Но был период, когда наши делегации дипломатов оделись в специальные мундиры.

Разработать форму было приказом Сталина. Форма удалась, иссине-черная с золотым шитьем на рукавах и звездами на плечах и петлицах. Чем-то напоминала мундиры командиров боевых кораблей.

Обычно Молотов на вопрос о форме отвечал, что форма дисциплинирует, подтягивает, задаёт уровень. Это было тонким напоминанием Сталина дипломатам, что все мы на службе нашей Родины. Даже если и нет армейских погон на плечах. Ответственность ничуть не меньше, а порою и больше.

А в одну из бесед Молотов проговорился и еще об одной, немаловажной причине появления формы. Служба дипломата требует посещать зарубежные официальные приёмы, переговоры. Протокол таких мероприятий крайне строг.

Обычно в приглашении на такой приём указан недвусмысленный код. Когда-то допустим только смокинг, когда-то придется облачиться в старомодные фраки и так далее. Одежда не из дешевых, да и таскать за собой десяток чемоданов с нарядами накладно.

А форма допускается везде. Дипломату достаточно одной на все случаи жизни. Заменит и фраки, и смокинги и всё прочее. Ну и выглядит строго, достойно. И казне серьезная экономия.

Причем заметьте, Молотов говорит о высших чинах советской дипломатии. Уж, казалось бы, могли разгуляться на государственные деньги не хуже нынешних с ночёвками в номерах по миллиону за ночь или на личные самолёты с кроватями и джакузи.

Но нет, большевики очень прижимисто считали народные деньги. Быть может потому, что по-настоящему служили простому народу, а не наоборот?