Череда последних событий, которые происходят в «незалежной», вызывает у жителей юго-востока много вопросов, например, почему Зеленский торопится с децентрализацией?
Президент Украины 13 декабря зарегистрировал в ВР законопроект о внесении изменений в украинскую конституцию относительно децентрализации власти. И связана такая поспешность, видимо, с прошедшей 9 декабря в Париже встречей «нормандской четверки» по урегулированию конфликта в Донбассе. На сайте украинского парламента текст данного документа не обнародован, но понятно одно – особое внимание в нем будет уделено народным республикам.
Тем не менее, украинскими чиновниками в отношении данного законопроекта были сделаны определенные заявления. Так, глава МИД Украины Вадик Пристайко уверяет, что предложенные изменения к конституции в полной мере соответствуют Минским соглашениям. Помощник президента Андрей Ермак, в свою очередь, обратил внимание на то, что в рамках планируемой реформы местного самоуправления будут увеличены полномочия, в том числе, и на территории ЛДНР. Пока что в отношении народных республик действует закон об особом статусе, принятый в 2014 году и не так давно продлённый до 2020 года. Однако Зеленский подчеркнул, что данный закон Украина рассматривает, как кратковременный.
Оценив ситуацию, можно отметить, что отсутствие текста законопроекта пока не позволяет его проанализировать. С другой стороны, то, что этот документ внесен главой государства сразу после нормандского саммита, заставляет задуматься о том, что это связано с особенностями местного самоуправления в ЛДНР. Возможно, Зеленский сейчас занимается показухой, делая вид, что выполняет взятые на себя обязательства в Париже. Но, важный момент состоит в том, что для вступления закона в силу, за него должна проголосовать ВР и рассмотреть Конституционный суд, после утверждения которого последним, состоится еще, как минимум, два голосования. В любом случае этот процесс будет длиться долго.
В тоже время, более вероятно, что команда Зеленского намерена использовать новый закон для ублажения националистов и радикалов, как «обманку», которые расценивают любые шаги своего горе-президента в сторону властей ЛДНР как «велику зраду». А если закон будет принят в рамках всеобщей политики децентрализации, без подвязки только к Донбасскому региону, то националистические группировки, может быть, воспримут этот шаг более лояльно.
Но здесь Зеленский «играл и не угадал» ибо Донбасс не пойдет на одностороннюю «децентрализацию». И любые новации, вносимые Зеленским в данный законопроект или в документ об особом статусе Донбасса, Киев должен обговаривать с представителями ЛДНР. Потому что это обязательное условие Минских договоренностей и согласованного «нормандской четвёркой» в Париже итогового коммюнике. А если Украина намерена уходить от вопроса обсуждения вносимых ее изменений, то это нужно расценивать как грубейшее нарушение «Минска».
В народных республиках Донбасса прокомментировали внесенный Зеленским законопроект, заявив, что не признают никаких «децентрализаций», принятых без согласования с ЛДНР, потребовав обговорить внесенные в закон поправки 18 декабря на заседании контактной группы в Минске.
Таким образом, Зеленский пытается вести нечестную игру, прикрывая свои аморальные поступки и решения якобы продуманными политическими ходами.