Найти тему

ЕЩЕ РАЗ О КАШТАНЕ...

Многие положения этой статьи мной публиковались ранее, однако, считаю необходимым напомнить общественности о катастрофическом положе нии, в котором оказались каштановые древостой, кормившие тысячелетиями наших предков.

Однажды, подчинившись воле моего отца Черандука Хаджумаровича и закончив Майкопский лесной техникум, я уже не сворачивал с избранного пути. Став одним из первых дипломированных специалистов, я пришел в 1959 году в Дагомысское лесничество Сочинского опытного лесхоза на только что заведенную должность лесного техника.

До этого были лишь объездчики. С тех пор моя жизнь неразрывно связана с лесом, а каштаны - самые любимые мои деревья. В свое время, сначала в Дагомысском лесничестве, а затем в Лооском экспериментально-показательном лесхозе, куда я был переведен первым директором вновь организованного предприятия, я их выхаживал, дрожал над ними, как человек дрожит над своими детьми. Так что за судьбой своих питомцев слежу также пристально, как и прежде.

В мире каштан посевной растет в Закавказье, и на небольших площадях в Турции, Южной Франции и Италии. Больше всего каштанов в России - около 35 тысяч гектаров. Растет каштан в Российской Федерации только на Черноморском побережье Кавказа, на северных склонах в районе Сочи и Туапсе, образуя смешанные с другими породами насаждения. Дерево живет до 150 лет, отдельные экземпляры и до 300 лет. Достигает в высоту 40 метров, а в диаметре - до 2-х метров. Каштан - великолепный медонос. Обладая мощной корневой системой, он играет огромную почво-горнозащитную и водорегулирующую роль.

Плоды каштана - ценный пищевой продукт. Вкусные и питательные каштаны использовались людьми издавна, еще до начала нашей эры. Употребляют их сырыми, вареными и жареными. Из сушеных плодов готовят муку, которая по питательности не уступает пшеничной. Благодаря каштану население Северного Кавказа в самые голодные годы не страдало от недоедания. Осенью в лесах Туапсинского и Лазаревского районов можно встретить бесчисленное множество сборщиков плодов со всей Кубани, а также из Ростовской области и Ставрополья.

Плоды каштана занимают не последнее место в питании большинства стран Юго-Западной Европы, а на Корсике - это один из важнейших продуктов. Во Франции, где каштан культивируется более 2 тысяч лет, из плодов готовят множество блюд, они широко используются в кондитерском деле, хлебопечении. Каштаны - незаменимый корм для многих видов домашних и диких животных. Ежегодно со всей площади каштанников Черноморского побережья Кавказа можно получить до 50 тысяч тонн питательных плодов.

Очень высоко ценится древесина каштана, она превосходит дубовую по легкости обработки и высокой стойкости против гниения - в постройках древесина каштана сохраняется столетиями. Каштан превосходит дуб и по быстроте роста, что является немаловажным преимуществом.

Экспорт древесины каштана с Кавказа существовал с давних пор. Есть данные, что стропила знаменитого Реймского собора были сделаны из каштана, вывезенного из Абхазии. Древесина каштана со временем темнеет, приобретает красивый красно-бурый цвет, хорошо полируется и не коробится. Применяется в жилищном строительстве, при изготовлении мебели, музыкальных инструментов, отделочных деталей, токарных, столярных и бочарных изделий. Из нее, кроме того, получают дубильные экстракты и красители.

Многие виноделы считают, что лучшая тара для вина - каштановая, так как она не дает посторонних примесей в вино.

Таких бесценных даров природы человеку, как каштан, не так и много на нашей планете. Именно поэтому мы должны относиться к каштановым лесам, как наши деды - с особым почтением, с особой хозяйственной рачительностью. Должны... А что в действительности? Образно выражаясь, каштан стал заложником своих многочисленных достоинств.

Если в 1902 году площадь каштановых насаждений сотавляла около 50 тысяч гектаров, то ныне на треть меньше. Основные массивы каштана сохранились в прибрежной полосе, на участках, недоступных для традиционного транспорта. Сейчас площади каштанников составляют в Сочинском национальном парке вместе с территорией бывшего Лооского лесхоза 26,5 тысяч гектаров. В Туапсинском лесхозе - 6 тысяч гектаров и в Кавказском биосферном заповеднике 2,5 тысяч гектаров.

В основном это 130-150 летние насаждения, а на долю молодых каштанников приходится не более 4% площади.

В лесах старшего возраста наблюдается усыхание деревьев из-за поражения корневой системы грибами. На больших площадях имеются очаги эндотиоза - это рак растения. Возобновительный процесс в ослабленных и расстроенных каштанниках идет со сменой пород на граб, ольху, осину.

Основная причина - повышенный спрос на плоды у людей, у диких и домашних животных. Исследователями установлено, что каштановый древостой в возрасте свыше 15 лет отрицательно реагирует на изреживание. Здесь категорически не рекомендуются выборочные рубки. По лесному законодательству каштан отнесен к особо охраняемым породам.

Имеется ряд постановлений, ограничивающих или запрещающих его вырубку, но назовите мне закон, который нынче строго выполняется. А тем более в лесном хозяйстве. Каштан рубили и рубят под всякими благовидными предлогами: необходимо, дескать, заготавливать древесину для восстановления народного хозяйства, для создания чайных плантаций... В постсоветские времена непреложным фактом стало то, что целью любой рубки оказывается добыча деловой древесины, но не уход за лесом и не лесовосстановление. В последние десятилетия лесоводы напрочь забыли о существовании классических рубок ухода, разработанных знаменитыми русскими лесоводами прошлого. Нельзя забывать и то, что эффект в пользу лесного сообщества достигается не только названием рубки, а и чистотой помыслов тех, кто это делает. И не меньше зависит от тех, кто обязан контролировать проведение рубок. Без всякого сомнения, можно сказать, что именно ценность каштановой древесины и ее легкая доступность для не совсем добросовестных людей становится первопричиной дальнейшего сокращения каштанников и ухудшения их состояния.

Общеизвестно, что сегодня при рубке применяются запрещенные с советских времен технологии разработки лесосек с применением тракторной трелевки древесины в горных лесах Черноморского побережья Краснодарского края.

Каштан истреблялся в военные и послевоенные годы. Восстановление народного хозяйства требовало огромных количеств ценной древесины. В эпоху подъема чайной отрасли обнаружилось, что это вечнозеленый кустарник в силу целого ряда причин и особенностей лучше приживался и осваивался именно на подкаштановых почвах. Это можно понять разумом. Тем более в те непростые для страны годы государство выделяло на лесовосстановительные цели немалые средства.

Нельзя понять хищнического, потребительского отношения к каштану сегодня. В доперестроечные времена каштан был объявлен особо охраняемой породой и рубили только отжившие свой век каштанники, рубка была действительно санитарной. Занимались этим, твердо зная, что рубят лишь для того, чтобы посадить молодые саженцы. И будучи уверенными, что в питомниках у нас столько саженцев, сколько необходимо для восполнения. При моем личном участии были засажены десятки гектаров угодий в Дагомысском, Мало-Кичмайском и Салох-Аульском лесничествах. Большие работы по восстановлению каштанников вели наши соседи - специалисты бывшего Лазаревского мехлесхоза. Настоящими энтузиастами этого дела были директор Лазаревского лесхоза Соколов Валентин Борисович, главный лесничий Ачмизов Керим Юнусович, лесничий Головинского лесничества Кобж Рамазан Ша-банович, лесничий Мало-Кичмайского лесничества Коблева Мариет Рамазановна.

Все те годы, когда я работал рядовым лесотехником, а затем и руководителем опытного лесхоза в Лоо, боролись и с естественной, но не желательной, в рамках конкретной задачи, сменой пород. Это была целенаправленная политика.

Проникновение ольхи, граба и прочих пород в каштанники пресекалось. Там, где подроста каштана было недостаточно, сажали деревца каштана из питомника, доведя до 2-3 тысяч саженцев на гектаре. В планах это называлось «содействие естественному восстановлению леса». В порядке ухода за самосевом каштана вырубалась поросль ольхи, граба, мешающие его росту. Это был самый дешевый способ лесовосстановления, о котором сегодня напрочь забыли. Таким образом, национальный парк

мог бы за десяток лет восстановить многие гектары каштанников. Без вырубок.

Без трелевки, сохраняя лес нетронутым.

Ну а о том, что творится теперь, больно говорить. Каштан стал объектом промысла. Посетил несколько лет назад родной аул Большое Псеушхо в Туапсинском районе. Там прошло мое детство.

Там мне близок и знаком каждый уголок.

С односельчанами прогулялись по родным лесам. Страшное зрелище предстало передо мною. Вековые каштанники были обезображены. На делянках, отведенным подрядчикам (среди которых, как сказывают, есть иностранные) каштановые деревья свалены и лежат сотнями. Выбирали, стало быть, древесину только первосортную, остальное бросали.

Глядя на эту картину, я едва сдерживал слезы: подобного варварства не видел никогда. Не единственный, кстати, случай. На больших площадях уничтожены каштанники в Туапсинском районе не только рядом с родным аулом, но и у поселка Кирпичный Завод, селений Цыпка, Пшиш, аула Малое Псеушхо.

Никто о восстановлении уничтоженных каштанников не помышляет. Сплошные рубки ценнейшей древесины велись также в окрестностях селений Калеж, Лыготх, Хаджи ко и Тхагапш Лазаревского района, в лесах Сочинского природного национального парка. Уничтожены насаждения каштана, тысячелетиями кормившие наших предков. Известно, что площадь каштанников за прошлое столетие сократилась с 50 тысяч до 32 тысяч гектаров. И обратный процесс пока не наблюдается.

В условиях, когда было ликвидировано краевое управление лесами, ликвидировали лесхозы, а следом резко сокращена лесная охрана, наступил период отсутствия охраны в лесу. Поскольку природа не терпит пустоты - эту нишу быстро заняли браконьеры с тракторами и бензопилами высокой производительности, и процесс уничтожения каштана съедобного начался повсеместно, как в Туапсинском районе, так и на территории Сочинского национального парка. Выбирали лучшие молодые деревья. Пошел поток ценной древесины через сочинский и туапсинский морские порты тысячами кубометров. В тоже время брошены тысячи кубометров негодной для экспорта древесины каштана - деревьев, которые могли бы плодоносить еще не одно десятилетие. Такого варварства Русский лес не видел ни в царские, ни в советские времена.

В последнее время раздаются голоса о необходимости крупномасштабных вырубок каштана. Основной причиной необходимости вырубки каштана называется его заболевание неизлечимой болезнью - эндотиозом (рак растения). Это массовое заболевание имеет место быть. Однако радетели вырубки каштана дружно молчат о причинах распространения этой болезни.

Эндотиоз столетиями присутствовал в каштановых насаждениях, однако природа сама регулировала процесс, и никогда ранее эндотиоз не развивался до критической массы.

Наиболее широкое распространение эндотиоз получил в последние десятилетия, когда вопреки научным запретам в каштанниках начали проводить бездумные вырубки - не только сплошные, но и выборочные. При проведении рубки применяется запрещенная с советских времен тракторная трелевка древесины.

Последствия тракторной трелевки общеизвестны. Это повреждение корневой системы, обдир коры у остающихся деревьев, массовый смыв почвы, частичное или полное уничтожение молодого подроста. Очистка лесосек не производится, по окончании рубки они захламлены порубочными остатками. Все вышеперечисленное явилось первопричиной массового распространения эндотиоза - рака растения.

Учитывая, что рубки будут происходить в горных условиях, результаты могут быть непредсказуемыми. Здесь в противоречии сталкиваются интересы, заключающиеся в желании одних извлечь максимум прибыли, и других - сохранить социальные, экологические и другие значимые функции леса. Если этот спор выиграют сторонники личного обогащения, то неминуемая катастрофа для экосистемы нашего региона будет сопоставима с трагедией на Саяно-Шушенской ГЭС. Вспомните о трагедии в ночном клубе в Перми и смыве строящегося порта в Имеретинской бухте. Во всех этих случаях беда произошла из-за жажды наживы, что сейчас называется извлечением максимальной прибыли - л кади абсолютно не задумываются о возможных последствиях. В результате крупномасштабных вырубок каштана территория Черноморского побережья в районе г. Сочи и Туапсинского района превратится в цепь оползневых участков, уничтоженные населенные пункты, автомобильные дороги, линии электропередач. Будет нарушен водный режим в горных населенных пунктах. Возникает вопрос к радетелям крупномасштабных вырубок - почему они не восстанавливают уже уничтоженные в Туапсинском районе каштанники, а также леса вокруг населенных пунктов Калеж, Лыготх, Хаджико и Тхагапш? Там не посажено ни одного саженца каштана.

В ослабленных варварскими рубками с тракторной трелевкой древесины каштанниках, когда вырубались лучшие молодые деревья, а на корню оставлялись больные, пораженные эндотиозом, урожайность с каждым годом снижается, а плоды мельчают. Посетив осенью торговый рынок с продавцами плодов каштана трудно выбрать 100-200 штук стандартных плодов для посадки. Проклятья каштана на этом не закончились. С весны 2016 года в насаждениях каштана в районе г. Сочи обнаружена каштановая орехотворка, массово поражающая листья каштана съедобного. Каштановые древостой с ослабленной иммунной системой не в состоянии противостоять новой напасти. Их гибель неизбежна. Каштановым насаждениям уготована судьба самшита вечнозеленого, идентична судьбе кедра (сосны) сибирской. Наносится невосполнимый ущерб экологической системе Черноморского побережья Краснодарского края.

Учитывая, что каштан съедобный отнесен к особо охраняемым породам, что площади каштанников подвергаются резкому сокращению, и что дальнейшее их сокращение неприемлемо, что каштановые насаждения являются объектом международного наследия, каштан должен быть занесен в международную Красную книгу.

В связи с катастрофичностью ситуации, в которой оказались каштановые древостой, группой советских лесоводов (в том числе автором этой статьи) было опубликовано обращение к губернатору Краснодарского края Ткачеву А.Н. в газете «Черноморская Здравница» от 24.03.2015 г. Раннее, 27 апреля 2011 г., в газете «Шапсугия» было опубликовано «Обращение к делегатам VIII съезда «Адыгэ Хасэ» и всему шапсугскому народу». Тем не менее, вопросы восстановления уничтоженных каштанников не решаются и даже не обсуждаются.

Прошу считать настоящую статью обращением к губернатору Краснодарского края Вениамину Ивановичу Кондратьеву.

Халид ШХАЛАХОВ, кандидат сельскохозяйственных наук, автор книги «Каштановый экстрим».

Леса
8465 интересуются