Найти тему

Эффективная доставка заказов. Это как?

В процессе развития малый бизнес сталкивается с новыми задачами, которые имеют все шансы перейти в бизнес-процессы. Или не перейти, если неправильно их организовать. В нашем случае одной из таких задач стала доставка заказов клиентам по городу.

Когда это одна машина, один заказ - всё просто держать в голове. Одна машина, два заказа - тоже. Однако, при увеличении заказов наступает момент, когда это уже не просто, сложно, затем нереально, потом глупо.

Мы до этого в какой-то момент докатились. А как ещё расценивать следующий распорядок:

  • приезжает машина Газель на доставку
  • менеджеры ещё печатают документы
  • склад ещё собирает заказы клиентам
  • степенно это всё грузят (10-15 заказов)
  • с момента приезда машины до её уезда со склада проходит 3-4 часа
  • экспедитор едет, как ему наговорят менеджеры, не учитывая логичность маршрута
  • естественно, каким-то клиентам отвезти не успевают
  • виноватых нет, за машину заплатили много, клиенты недовольны, в коллективе конфликт
  • на следующий день всё повторяется.

Глупо. Очень!!

До сих пор знаю компании, которые работают по такому алгоритму. Не понимаю зачем?)))

Наше решение:

За подготовку документов, поиск машины и экспедитора отвечает один человек. Менеджеры могут добавлять точки на доставку только до часа Х.

Экспедитору выдаётся письменное задание, в котором указаны точки доставки с адресами с сортировкой по районам, склады погрузки и количество мест (коробок) на каждого клиента, есть пометки о получении денег, передаче договора и т.д.

Поскольку известно количество мест и склады, на которых идёт погрузка, то можно посчитать сколько времени нужно на погрузку. Для склада задаётся норма времени на погрузку. Если они в неё укладываются, то им положена премия. Не укладываются - не положена. Сильно не укладываются - удержание.

Поскольку нам также известно количество точек на доставку и количество районов, то задаются нормы на проезд машины между точками, между районами и время на разгрузку известного количества мест. У экспедитора на каждый день рассчитана норма времени на доставку. Мы это делаем с запасом на всякие форс-мажоры. Если экспедитор делает доставку быстрее, то он экономит мои деньги, которые я плачу водителю наёмной Газели. Что ж, пусть половина от сэкономленных денег будет его. И во сколько он закончит доставку меня не волнует)))

Итог такого решения:

  • к приезду машины на складе всё готово: все заказы собраны, документы подготовлены
  • на доставку уезжает до 35 точек. В день на одной Газели!!!
  • машина грузится на складе быстро, укладываясь в норматив. Премия за этот показатель уже обычное дело.
  • экспедитор бегает бегом. Маршрут доставки по городу логичен. Нет лишних метаний. Заканчивает работу раньше положенного. При этом имеет хорошую премию.
  • отдел продаж доволен
  • конфликтов нет
  • я имею эффективную доставку без лишних вложений

Можно ли эффективнее? Конечно! Подскажите! Научите))))) Но помните, мы - малый бизнес!