В процессе развития малый бизнес сталкивается с новыми задачами, которые имеют все шансы перейти в бизнес-процессы. Или не перейти, если неправильно их организовать. В нашем случае одной из таких задач стала доставка заказов клиентам по городу.
Когда это одна машина, один заказ - всё просто держать в голове. Одна машина, два заказа - тоже. Однако, при увеличении заказов наступает момент, когда это уже не просто, сложно, затем нереально, потом глупо.
Мы до этого в какой-то момент докатились. А как ещё расценивать следующий распорядок:
- приезжает машина Газель на доставку
- менеджеры ещё печатают документы
- склад ещё собирает заказы клиентам
- степенно это всё грузят (10-15 заказов)
- с момента приезда машины до её уезда со склада проходит 3-4 часа
- экспедитор едет, как ему наговорят менеджеры, не учитывая логичность маршрута
- естественно, каким-то клиентам отвезти не успевают
- виноватых нет, за машину заплатили много, клиенты недовольны, в коллективе конфликт
- на следующий день всё повторяется.
Глупо. Очень!!
До сих пор знаю компании, которые работают по такому алгоритму. Не понимаю зачем?)))
Наше решение:
За подготовку документов, поиск машины и экспедитора отвечает один человек. Менеджеры могут добавлять точки на доставку только до часа Х.
Экспедитору выдаётся письменное задание, в котором указаны точки доставки с адресами с сортировкой по районам, склады погрузки и количество мест (коробок) на каждого клиента, есть пометки о получении денег, передаче договора и т.д.
Поскольку известно количество мест и склады, на которых идёт погрузка, то можно посчитать сколько времени нужно на погрузку. Для склада задаётся норма времени на погрузку. Если они в неё укладываются, то им положена премия. Не укладываются - не положена. Сильно не укладываются - удержание.
Поскольку нам также известно количество точек на доставку и количество районов, то задаются нормы на проезд машины между точками, между районами и время на разгрузку известного количества мест. У экспедитора на каждый день рассчитана норма времени на доставку. Мы это делаем с запасом на всякие форс-мажоры. Если экспедитор делает доставку быстрее, то он экономит мои деньги, которые я плачу водителю наёмной Газели. Что ж, пусть половина от сэкономленных денег будет его. И во сколько он закончит доставку меня не волнует)))
Итог такого решения:
- к приезду машины на складе всё готово: все заказы собраны, документы подготовлены
- на доставку уезжает до 35 точек. В день на одной Газели!!!
- машина грузится на складе быстро, укладываясь в норматив. Премия за этот показатель уже обычное дело.
- экспедитор бегает бегом. Маршрут доставки по городу логичен. Нет лишних метаний. Заканчивает работу раньше положенного. При этом имеет хорошую премию.
- отдел продаж доволен
- конфликтов нет
- я имею эффективную доставку без лишних вложений
Можно ли эффективнее? Конечно! Подскажите! Научите))))) Но помните, мы - малый бизнес!