Найти тему
Злой Звукореж

О стерео и пространственном звучании (2.1, 4.1, 5.1, 7.1)

Оглавление

Привет всем! На связи Злой Звукореж. И сегодня мы немного поговорим о стереозвуке – двухканальной и многоканальной передачи звучания.

Итак, начнем с того, что с задачей максимально точно доносить звуковые образы до слушателя первые звукоинженеры столкнулись сразу же, как только научились записывать звук.

К идее 2-х канальной передачи звука пришли практически с первых же экспериментов – наличие двух ушей, ну просто не могло не подтолкнуть к мысли надеть на них два наушника.

Кстати, слово «стереофония» с греческого – пространственное звучание.

А ведь это именно то, как мы воспринимаем мир через наши уши. Соответсвенно аппаратура, которая воспроизводит этот звук и должна стремиться к такому звучанию.

Как же формируется то самое пространственное звучание в современной аппаратуре?

Главная задача инженера звукозаписи – создать те самые мнимые источники звука так, чтобы наш мозг поверил, что слева звучит гитара, справа – скрипка, а по центру – вокал.

И тут, конечно же, можно набрать кучу динамиков, поставить их перед собой, да в каждый из них вывести звучание отдельно инструмента. Использовались и и продолжают применяться и такие решения.

-2

Однако звукоинженеры быстро поняли, что для создания необходимого уровня достоверного стереоэффекта или пространственного звучания достаточно все тех же двух источников звука – 2-х динамиков или наушников + знаний о том, как работает наш мозг.

Базовая идея заключается в том, что мозг сравнивает все сигналы поступающие к нему от обоих ушей.

Приведем наглядный пример

Если перед нами (семитрично относительно головы) поставить два динамика, и оба они будут излучать один и тот же звук с одинаковой громкостью, то нам будет казаться, что источник звука находится строго перед нами (т. е. прямо перед нами появится мнимый образ). При этом мы перестанем замечать, что динамиков два.

-3

Если же один из динамиков сделать тише, то мнимый образ сместится в сторону того динамика, который играет громче.

Кстати, мнимые образы можно перемещать в пространстве не только за счет игры с громкостью, но и сдвигая фазы между сигналами или задерживать один аудиосигнал относительно другого.

Вооружившись и продолжая вооружаться всем этим арсеналом знаний, люди стали способными с помощью всего лишь 2-х источников звука создавать весьма реалистичные звуковые образы и сцены.

Однако идею использования более чем двух источников не забросили

Но особо широкого распространения такие системы тогда так не получили. Причинами стали технические сложности и дороговизна. Также аудиоматериала, чтобы слушать звук из таких квадрафонические систем на то время было очень мало. Поэтому обычной 2-х канальной стереосистемы обычно с головой хватало и тем кто выпускал контент, и тем кто его потреблял.

-4

Но особо широкого распространения такие системы тогда так не получили. Причинами стали технические сложности и дороговизна. Также аудиоматериала, чтобы слушать звук из таких квадрафонические систем на то время было очень мало. Поэтому обычной 2-х канальной стереосистемы обычно с головой хватало и тем кто выпускал контент, и тем кто его потреблял.

Зато позже многоканальный звук нашел себе применение в кино. И 100 % он будет успешно развиваться далее праллельно с развитием виртуальной реальности, где и изображение, и звук должны окружать нас со всех сторон.

-5

Вы наверное уже заметили, что термин «стереофония» относится к любым типам аудиосистем: и 2-х канальным, и многоканальным. Ведь и те, и другие способны создавать объемное звучание.

Но так уж сложилось в быту, что, когда говорят о стерео, имеют ввиду именно двухканальные системы. А если речь заходит о многоканальных, то говорят: «система объемного звучания» и уточняют количество каналов (4.1, 5.1, 7.1 и т. д.).

На этом пока все. Спасибо за внимание. Подпишитесь, чтобы не пропустить новые выпуски.