Привет всем! На связи Злой Звукореж. И сегодня мы немного поговорим о стереозвуке – двухканальной и многоканальной передачи звучания.
Итак, начнем с того, что с задачей максимально точно доносить звуковые образы до слушателя первые звукоинженеры столкнулись сразу же, как только научились записывать звук.
К идее 2-х канальной передачи звука пришли практически с первых же экспериментов – наличие двух ушей, ну просто не могло не подтолкнуть к мысли надеть на них два наушника.
Кстати, слово «стереофония» с греческого – пространственное звучание.
А ведь это именно то, как мы воспринимаем мир через наши уши. Соответсвенно аппаратура, которая воспроизводит этот звук и должна стремиться к такому звучанию.
Как же формируется то самое пространственное звучание в современной аппаратуре?
Главная задача инженера звукозаписи – создать те самые мнимые источники звука так, чтобы наш мозг поверил, что слева звучит гитара, справа – скрипка, а по центру – вокал.
И тут, конечно же, можно набрать кучу динамиков, поставить их перед собой, да в каждый из них вывести звучание отдельно инструмента. Использовались и и продолжают применяться и такие решения.
Однако звукоинженеры быстро поняли, что для создания необходимого уровня достоверного стереоэффекта или пространственного звучания достаточно все тех же двух источников звука – 2-х динамиков или наушников + знаний о том, как работает наш мозг.
Базовая идея заключается в том, что мозг сравнивает все сигналы поступающие к нему от обоих ушей.
Приведем наглядный пример
Если перед нами (семитрично относительно головы) поставить два динамика, и оба они будут излучать один и тот же звук с одинаковой громкостью, то нам будет казаться, что источник звука находится строго перед нами (т. е. прямо перед нами появится мнимый образ). При этом мы перестанем замечать, что динамиков два.
Если же один из динамиков сделать тише, то мнимый образ сместится в сторону того динамика, который играет громче.
Кстати, мнимые образы можно перемещать в пространстве не только за счет игры с громкостью, но и сдвигая фазы между сигналами или задерживать один аудиосигнал относительно другого.
Вооружившись и продолжая вооружаться всем этим арсеналом знаний, люди стали способными с помощью всего лишь 2-х источников звука создавать весьма реалистичные звуковые образы и сцены.
Однако идею использования более чем двух источников не забросили
Но особо широкого распространения такие системы тогда так не получили. Причинами стали технические сложности и дороговизна. Также аудиоматериала, чтобы слушать звук из таких квадрафонические систем на то время было очень мало. Поэтому обычной 2-х канальной стереосистемы обычно с головой хватало и тем кто выпускал контент, и тем кто его потреблял.
Но особо широкого распространения такие системы тогда так не получили. Причинами стали технические сложности и дороговизна. Также аудиоматериала, чтобы слушать звук из таких квадрафонические систем на то время было очень мало. Поэтому обычной 2-х канальной стереосистемы обычно с головой хватало и тем кто выпускал контент, и тем кто его потреблял.
Зато позже многоканальный звук нашел себе применение в кино. И 100 % он будет успешно развиваться далее праллельно с развитием виртуальной реальности, где и изображение, и звук должны окружать нас со всех сторон.
Вы наверное уже заметили, что термин «стереофония» относится к любым типам аудиосистем: и 2-х канальным, и многоканальным. Ведь и те, и другие способны создавать объемное звучание.
Но так уж сложилось в быту, что, когда говорят о стерео, имеют ввиду именно двухканальные системы. А если речь заходит о многоканальных, то говорят: «система объемного звучания» и уточняют количество каналов (4.1, 5.1, 7.1 и т. д.).
На этом пока все. Спасибо за внимание. Подпишитесь, чтобы не пропустить новые выпуски.