Найти тему
Энциклопудия

Аромат д’Артаньяна

Реальный Шарль Ожье де Бац де Кастельмор, граф д’Артаньян
Реальный Шарль Ожье де Бац де Кастельмор, граф д’Артаньян

Сегодня утром слышал по радио о том, что некая парфюмерная фабрика из Санкт-Петербурга готовит сюрприз к 70-летию замечательного актера Михаила Боярского. Там разрабатывают композицию ярко выраженного мужского одеколона для «главного д’Артаньяна страны». Ведущий пошутил, что он будет пахнуть старым седлом. Интересно, он хоть раз лошадь нюхал? Про седло я и вовсе молчу.

Кстати, хороший вопрос – а чем на самом деле благоухал Шарль Ожье де Бац де Кастельмор, граф д’Артаньян? Ведь в Лувре, где он регулярно нес караул при королевском дворе, не предусмотрели ни одного отхожего места. А содержимое ночных ваз парижане утром просто выплескивали в окно. Вполне возможно, что широкополые шляпы вошли в моду как раз для того, чтобы защититься от этих животворных осадков.

Французская парфюмерия выросла из желания заглушить миазмы немытых гвардейцев и их дам. Но когда гигиена победила, то выяснилось, что чего-то не хватает. Мужественность не ассоциировалась с цветочными ароматами и женских симпатий не возбуждала. Парфюмеры держали нос по ветру и придумали одеколоны с мужскими запахами – старой кожи (но не седла, упаси, Господи), сигар и коньяка. Они и сегодня есть в списках ведущих модных домов мира. Не буду приводить здесь их названия, чтобы не обвинили в рекламе, поиск в Яндексе по словам «мужской одеколон с ароматом сигар и виски» покажет их все.

Французские духи всегда славились не только ароматом, но и невероятной стойкостью. Ее секрет изготовители держали в строгой тайне. Только после Второй мировой войны прошел слух, будто ингредиентом, который ее обеспечивал, была так называемая "китовая амбра". Твердые комки, добывавшиеся из кишечника кашалотов на китобойных судах, издавали чудовищное и неустранимое зловоние. Но его микродозы теряли запах, а стойкость сохраняли. После Второй мировой войны охоту на китов запретили, синтезировать загадочное вещество так и не сумели. Так что старое конское седло бравого мушкетера еще не самое пахучее составляющее французского одеколона. Но сегодня он улетучивается так же быстро, как и все прочие.

Сам Боярский юбилею совсем не рад. Он утверждает, что репетиция похорон ему ни к чему. И вообще собирается уйти на пенсию, играть с внуком и наслаждаться покоем. Мастерски сыгранные им герои фильмов и спетые песни живут своей жизнью, радуя нас и наших детей.

Да, д’Артаньян бессмертен!
Да, д’Артаньян бессмертен!