В фольклоре очень много всего про смерть. Даже в том, что, казалось бы, адресовано детям. Вот, например, хорошо известная потешка про посещение могилы:
«Ладушки, ладушки, где были? У бабушки.
Что ели? – кашку,
Что пили? – бражку»
Брага была ритуальным напитком. Выпить у древних славян было не просто можно, а нужно. Ведь на поминках присутствует душа усопшего. И наши предки очень верили, что, посещая мир живых, души мучаются от жажды.
Однако за общим столом с живыми душа напиться не могла, поскольку человеческий запах для покойников равносилен вони. Сказочные пассажи «русским духом пахнет», кстати, как раз про это. Поэтому питье ставится отдельно. И не чокаемся на поминках мы по той же причине: почивший больше не может пить из одной чаши с живыми.
С кашей ещё интереснее. Почему, поминая, предки ели не холодец или суп, а именно кашу?
Каша у славян – ритуальное блюдо, еда мёртвых. Особенно кутья, которую разносят на колядках или ставят на поминальный стол. Это – еда из зёрен, съев которую душа могла скорее «прорасти» и воплотиться в мире живых.
Вот такая тысячелетняя история у обычаев. Мы продолжаем им следовать, не понимая механики, и через стихотворную форму передаём дальше эти знания. Потому что встроено где-то глубоко-глубоко в генах.
Про потешку о божьей коровке расскажу как-нибудь в другой раз. Там ещё более леденящая душу история.
***
Подписывайтесь на канал, чтобы регулярно получать порцию гуманитарной помощи.
Ещё у автора есть аккаунт в Facebook. Можно приходить общаться.