Найти тему
Искусство Звука

Загадки интонации. Интонационный резонанс

Продолжим разговор о загадках интонации, являющейся языком скрытого мира подсознания. Ссылка на начало будет в конце поста.

Напомним, что мы рассмотрели, основываясь на книге Владимира Дашкевича, два этапа интонационного общения: на первом этапе произошло явление, приблизившее интонацию к музыке. Это был ритм. Второй этап интонационного общения - музыкально-поэтическая интонация.

Третий этап интонационного общения - Слово, Речь. Если музыка и интонация были языком подсознания, то слово стало языком сознания.

Можно составить таблицу двух компонентов речи.

Слово Интонация

отдел психики сознание подсознание

определяет поведение состояние

сигнал произвольный непроизвольный

главное что сказано? как сказано?

В музыкально-поэтической интонации оба этих компонента гармонизованы в единое целое.

Интонационный резонанс

Музыкально-поэтическая интонация стала самой организованной формой общего интонационного процесса, частью которого она является.  Она оказалась способна создавать совершенно особое состояние человека - интонационный резонанс, обладающий гипнотическим воздействием на человеческую психику. Происходит это так: колебания музыкально-поэтической интонации (МПИ) создают ритм, который способен настраиваться на внутренний ритм подсознания и при особых условиях попадать с ним в резонанс. Такой резонанс резко усиливает смысловое и эмоциональное воздействие МПИ и распространяет его с отдельной личности на громадные массы людей. Благодаря интонационному резонансу они могут совершать коллективные действия - петь, плясать, маршировать... Но его воздействие может быть и более глубоким - когда возникает новая для какой-то социальной группы мысль, передача её становится возможной именно благодаря интонационному резонансу. С него начинается искусство музыки и поэзии. Иначе говоря, искусство музыки и поэзии - искусство возникновения интонационного резонанса.

В идеале интонационный резонанс направлен на объединение людей в единое человечество, но увы... в истории человечества интонационный резонанс выполняет далеко не всегда положительную роль. К сожалению, им часто пользовались и пользуются для разжигания чувств агрессии, насилия, социальной ненависти.

Интонационный резонанс гармонизует слово и интонацию, сознание и подсознание, поведение и состояние, смысл слова (что сказано) и выразительность (как сказано). Можно ещё раз сказать, что музыка и поэзия - это искусство вызывать интонационный резонанс. На чем основано это явление?

Прежде всего на первичном качестве интонации - возбуждать подсознание воспринимающей аудитории, объединяющейся в коллективный психический орган. Этот орган - назовём его "коллективное подсознание" - под влиянием ритмически организованной музыкально-поэтической интонации настраивается на её пульсацию. При совпадении с собственным ритмом коллективного подсознания возбуждение усиливается и приводит коллектив к единому алгоритму поведения. Почему это происходит?

Подсознание воспринимает информацию по естественному двоичному биологическому коду - комбинациям двух символов "да" и "нет". Но ритм построен так же - в его основе двоичный код из комбинаций сильной, ударной доли (символ "да") и слабой, безударной, доли (символ "нет"). Поэтому подсознание воспринимает ритмическую информацию как бы без перевода. Когда количество и скорость ритмической информации, содержащейся в музыкально-поэтической интонации, совпадает с оптимальной способностью коллективного подсознания её воспринять, наступает явление интонационного резонанса. Такая интонация называется резонансной. Её воздействие зависит от исторического периода и социальных условий, потому что они определяют состояние человека в среде обитания, а следовательно и уровень восприятия информации его подсознанием. Этот уровень в ходе исторического развития повышается, а следовательно, резонансная интонация постоянно видоизменяется.

Автор книги особо отмечает, что резонансное воздействие ещё не означает высокое качество музыки - его создают все компоненты музыкально-поэтической интонации - мелодия, ритм, гармония.

По материалам: В. Дашкевич. Теория интонации

Загадки музыкальной интонации