Грузовые автомобили серии M (а точнее с индексами 39, 809, 939) – являются основным тяжелым тактическим грузовиком армии США. Изначально грузовики М39 проектировались как замена устаревшим тяжелым грузовикам серии М35 периода Второй мировой войны.
Полноприводные, с расчетной нагрузкой 4,5 тонны, они пошли в серию в 1951 году. Изначально оснащались бензиновыми 10-литровыми моторами в 6 цилиндров компании Continental. Производство грузовика освоила AM General.
В 60-х годах в связи с активными действиями американской армии по прививанию демократии отдельным упорным нациям, и на фоне общего перевооружения М39 были модернизированы, получив обозначение М809. Одним из важнейших элементов апгрейда стал удачный дизельный двигатель Cummins (14 литров, 6 цилиндров, 240 лошадиных сил, 930 нм при 1500 об\мин). Масса пустой машины составляет порядка 9 тонн.
Именно модификации М809 в разных вариантах – от бортового до самосвала – фигурировали в многочисленных фильмах.
В начале 80-х годов произошла очередная модернизация модели. М939 (так стала обозначаться базовая модель) получила автоматическую трансмиссию Allison, что не могло не порадовать военных водителей. А через десять лет, в начале 90-х годов производство капотных грузовиков серии М39-М939, которая была заложена в 40-х годах, прекратилось. Но в Вооруженных силах США эксплуатация 939-х успешно продолжается. Их общее количество исчисляется десятками тысяч единиц.
Им на смену пришла совершенно новая машина – уже бескапотная серия FMTV. Что интересно, за основу этого грузовика принята модель 12М18 австрийской компании Steyr. Основным производителем этой линейки стала компания Stewart-Stevenson. Грузовики оснащаются дизелями Caterpillar, автоматической трансмиссией Allison. Далее контракт правительства США на производство модификаций автомашины получила компания Oshkosh – известный производитель тяжелой техники – от пожарных и строительных до военных автомобилей.
Вообще платформа FMTV является гораздо более универсальной, чем предшествующая ей серия М. Именно модификации этого семейства используются для транспортировки небезысвестного ЗРК «Пэтриот».
Также на базе новой платформы были разработаны и впервые применены массовые комплекты бронирования для армейских грузовиков США.
В 2007 году началось производство специального бронированного грузовика Caiman MRAP – с V-образным сечением корпуса для рассеивания энергии взрыва от мин. В грузовике предусмотрено размещение 10 военнослужащих. В конце 2011 года именно такие грузовики последними покидали территорию Ирака.
Этот автомобиль «служит» не только в армии, но и защищает правопорядок на улицах городов. Его использует полицейский спецназ SWAT, и даже космическое агентство NASA.
Примерно такой путь прошел заокеанский "визави" наших УРАЛов и КАМАЗов. Будем надеяться, что встретиться на поле боя им никогда не придется.