Визит президента ИРИ Х. Рухани.
Начало 2018 г. не предполагало серьезных изменений в подходах Индии и Ирана. Так, Индия продолжала политику лавирования между Ираном и США, между Ираном и Саудовской Аравией, междутИраном и Израилем, развивая сотрудничество с Ираном по ключевым для себя сферам. Исламская Республика Иран (ИРИ) демонстрировала большую активность в 2018 году, она стремилась сохранить курс на развитие своего присутствия в международных процессах, используя ситуацию после отмены международных санкций. В отношениях с Индией ИРИ подчеркнуто проявляла себя в качестве «доброго соседа», надежного, стабильного и стратегического партнера.
Среди главных причин стремления Ирана к стратегическому сближению с Индией можно назвать следующие. В период 2006-2013 гг. при президенте ИРИ М. Ахмадинежаде иранская внешняя политика была скорректирована «на восток», что было сделано для баланса в условиях политического и санкционного давления со стороны США и стран ЕС в связи с атомной программой Ирана. При Х. Рухани стали говорить о «повороте на восток – 2». Тегеран высоко оценивал потенциал Индии как третьей экономики мира к 2030 году, с которой Иран должен развивать всестороннее сотрудничество и великой мировой цивилизации.
8 декабря 2018 г. в Дели состоялась официальная церемония вручения верительных грамот новым послом Ирана в Индии А. Чегени, а предыдущий посол Г. Ансари стал заместителем главы МИД ИРИ по экономической дипломатии. Тегеран объявил 2018 год переломным в истории сотрудничества между Ираном и Индией.
В отношении Дели со стороны Тегерана фактически реализуется политика «предпочитаемый партнер» (partner of choice), что обусловлено сразу несколькими императивами. В политическом отношении дружба с Индией может смягчить отношения Ирана с США, в экономическом – открывает емкий рынок для иранских энергоресурсов, в военном – означает поддержку и доступ к современной технике, в культурном – дивиденды от многовековой лингвистической, исторической и цивилизационной близости.
В феврале состоялся визит президента Ирана Х. Рухани в Индию. Встречаясь с премьер-министром Индии Н. Моди, Х. Рухани отметил, что «отношения между Ираном и Индией шире рамок политического и экономического сотрудничества: это отношения двух стран и двух народов, исторические, культурные и цивилизационные».
Президент ИРИ также подчеркнул совпадение взглядов на международные процессы и необходимость соблюдения международных договоренностей, в том числе – сохранения Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), где стороны признали угрозу терроризма и выразили свое намерение сотрудничать в этом вопросе «методами культурного воздействия, обмена информацией и опытом». Х. Рухани подчеркнул, что Афганистан должен стать «страной безопасности и радости», а «все проблемы в регионе, особенно в Сирии, Ираке и Йемене должны решаться политическим путем».
Говоря о значимости для Индии и Ирана транзитного коридора из порта Чабахар, Х. Рухани выделил два аспекта: роль порта Чабахар как моста, связывающего Индию с Афганистаном, Центральной Азией и Восточной Европой; возможность превращения коридора в «стратегический маршрут» в интересах развития всего региона. В совместной декларации по итогам визита стороны подтвердили свою приверженность курсу на развитие сотрудничества во всех сферах.
Несмотря на произнесенные теплые слова, переговоры были достаточно рутинными и было подписано 11 не очень важных соглашений (практически все – меморандумы о взаимопонимании) о сотрудничестве в различных сферах, таких как торговля, сельское хозяйство, здравоохранение и почтовая деятельность. Единственным знаковым решением было решение о передаче Индии на полтора года оперативного контроля над портом Шахид Бехешти, составной части нового порта в Чабахаре.