Церковь Ризоположения из деревни Бородава построена в 1485 году. Неожиданные результаты принесло обследование памятника высочайшего историко-культурного значения в 2007 году.
Выводы специалистов
- Представление о хорошей сохранности памятника оказалось заблужением.
- Обнаружен ряд ошибок, допущенных в процессе предыдущей реставрации.
- Появилось сомнение в изначальности формы храмового завершения (главки на кровле): целостность конструкции крыши нарушается при установке любого навершия.
Но могла ли существовать церковь без главы?
"Поначалу такой вопрос представлялся кощунственным, но при более внимательном рассмотрении выясняется, что христианские безглавые храмы – явление довольно распространенное, а в далеком прошлом, по всей вероятности, и обычное." (Иванова Г. О., Попов А. В. Церковь Ризоположения из деревни Бородава. Реставрационные открытия)
Подтверждение гипотезы безглавых храмов на Руси
В поиске ответа на вопрос Иванова Г.О. и Попов А.В. вспомнили об известных деревянных храмах Норвегии: ставкирха Ванг (около 1200г.), Ойе 1250-1300 г.г. в Валдресе, Хальдален 1190-1225 г.г. в музее Тронхейма, которые не имеют глав, а зачастую и крестов на кровле.
В православном мире не менее известны безглавые деревенские храмы XI-XVI столетий в горах Троодос на Кипре. Эти, как правило, небольшие каменные сооружения под двускатной деревянной кровлей, крытой черепицей, ничем не выделяются из рядовой деревенской застройки.
У некоторых из них на восточной стене не выявлен даже алтарь (церкви Святой Праскевы в Галате и Святителя Василия в Каминарии, обе не позднее XVI века). Изображения безглавых храмов нередко встречаются и в настенных росписях кипрских церквей.
В России деревянные постройки ранее XIV века не сохранились. Но даже те немногочисленные сооружения, которые дошли до нас от XV-XVII веков, подвергались переделкам в более позднее время. Наглядным свидетельством чему и является Ризоположенская церковь из деревни Бородава.
Красовский Михаил, исследователь деревянной архитектуры, также неоднократно отмечал, что наиболее архаичные христианские постройки тяготеют в своих объемных решениях к жилым и культовым языческим сооружениям. (Энциклопедия русской архитектуры. Деревянное зодчество. СПб., 2005. С.171,176;)
Поэтому, вполне логично предположить, что деревянная храмовая архитектура Руси развивалась в русле местных дохристианских форм и не имела ярко выраженных символов новой религии. И в церковном строительстве Кипра наблюдается похожее явление: вплоть до конца XVI века строят традиционные храмы, повторяющие в своих формах архитектуру жилого дома, и крестово-купольные византийские постройки со всей христианской атрибутикой.
Но как долго могли существовать на Руси безглавые храмы?
В записках иностранных путешественников XVII столетия содержится наиболее интересный изобразительный материал по этой теме.
В 1664-1665 годах голландец Николаас Витсен в составе официальной миссии совершил путешествие в Москву. Он оставил описание своего путешествия, проходившего через Псков, Новгород, Торжок и Тверь, снабдил его многочисленными рисунками. (Кирпичников А.Н. Россия ХVIIв. в рисунках и описаниях голландского путешественника Николааса Витсена. СПб., 1995.) Вот его изображения Снетогорского монастыря под Псковом.
На переднем плане у реки стоят две небольшие деревянные церкви (возможно, часовня и церковь) и звонница. Обе церкви представляют собой четверик с двускатной тесовой кровлей. На левой церкви (или часовне) главы нет, только восьмиконечный крест; на правой – луковичная глава и два креста над восточным и западным фронтонами. Главка второй церкви нарисована сидящей прямо на гребне кровли, без какого-либо перехода. Она производит впечатление случайного, не вполне продуманного завершения, что, по мнению авторов исследования, наводит на мысль о более позднем её появлении.
На другом рисунке тоже изображен комплекс из двух церквей со звонницей во Пскове. Башнеобразное сооружение первого плана А.Н. Кирпичников определяет как церковь Евфимия Великого. Постройка на втором плане не имеет главы, но на фронтонах видны кресты, один из которых завершает изображение "святого духа" (голубь). (Кирпичников А.Н. Россия ХVIIв. в рисунках и описаниях голландского путешественника Николааса Витсена. СПб., 1995., стр. 83)
Еще более интересным авторы реставрационных открытий церкви Ризоположения считают рисунок Меерберга с изображением церкви в селе Богородицком без главы и креста. (Альбом Мейерберга. Виды и бытовые картины России ХVII века. Рисунки Дрезденского альбома, воспроизведенные с подлинника в натуральную величину с приложением карты пути цесарского посольства 1661-62г.г. Издание А.С.Суворина, 1903. Ил. 43).
Известно еще одно документальное свидетельство существования безглавого храма даже в конце ХIХ – начале ХХв. Речь идет о церкви Бориса и Глеба, построенной в 1565г. святым Трифоном на реке Пазе, на границе России и Норвегии.
Изображение этого храма, сгоревшего в 1944г., воспроизведено в одном из томов «Живописной России» за 1881г..
На основании не только этого материала Иванова Г. О. и Попов А. В. пришли к выводу, что даже в столь отдаленное от христианского младенчества Руси время, безглавые храмы были. А на раннем этапе развития деревянной церковной архитектуры наличие главы и даже креста на кровле являлось далеко не обязательным условием.
Считаете ли Вы такой очень краткий и неполный обзор документальных источников подтверждением существования безглавых храмов на Руси вплоть до начала ХХ века?
Пишите свои комментарии.
Ставьте палец вверх, чтобы видеть больше подобных материалов. Делитесь с друзьми в социальных сетях.
Подписывайтесь на канал Архитектура.
Читайте по теме:
Ведические храмы древних славян
Жизнь и смерть Успенской церкви в Кондопоге
Происхождение луковичных глав на храмах Руси