Найти тему
SavA FM

Слышишь? Это дождь стучит по крышам.

Глава 1. Лирическое вступление.

Статья в Forbes о сети "Шоколадница" навеяла мне воспоминания о школьной дружбе, юношеском максимализме, танцах до утра и рождении "Кофе Хауз".

Логотип "Кофе Хауз", который практически не поменялся с даты его создания.
Логотип "Кофе Хауз", который практически не поменялся с даты его создания.

Как все это связано расскажу несколькими абзацами, которые станут для меня очень личными, возвращая меня в далекий 1995 год...

Гуляя вокруг ясеневских прудов со своей школьной подругой Светкой С., и, болтая обо всем на свете, я пожаловалась ей на то, как ищу без толку работу, как мне нужны свои, личные деньги, и как я запросто могла бы совмещать работу и учебу на вечерке.

Светка в отличие от меня, после окончания школы быстро устроилась на работу и с упоением рассказывала о шикарном офисе на Маяковке, крутых владельцах и красивом молодом начальнике. Нарезав кругов так десять вокруг прудов, мы разошлись по домам. Светка - с пониманием завтрашнего дня, а я - с мечтой о хорошей работе.

Ясенево. ул. Голубинская. 3 пруда.
Ясенево. ул. Голубинская. 3 пруда.

Сейчас уже и не вспомню, сколько прошло дней и недель после той самой нашей прогулки, но тут, ни с того, ни с сего вдруг позвонила Светка и сказала, что в фирму, где она работает срочно ищут секретаря в отдел эксплуатации, и если мне интересно, то завтра я должна быть в 9:00 утра на собеседовании. У меня будет встреча с Каро Алабяном, внуком того самого архитектора Алабяна и Людмилы Целиковской, который после окончания Международного Университета возглавляет отдел и отвечает за эксплуатацию всех объектов тогда абсолютно мне неизвестной компании "СТ Групп".

С того самого собеседования началась моя карьера в недвижимости. Оно запомнилось мне не жутким мандражом и вопросами, на которые у меня вообще не было никаких ответов, а фурором на грани провала, который я произвела на всех сотрудников девелоперской компании номер один.

Представьте себе такую картину: восемнадцатилетняя девица заходит в свеже отремонтированный офис с натертым до блеска мраморным полом и дорогущей немецкой мебелью в микро шортах, босоножках на платформе, с огненно рыжими кудрями и бледно-бежевой помадой, обведенной темным контурным карандашом для губ. Ее внешний вид никак не ассоциируется со студенткой-отличницей Академии Управления им. Серго Орджоникидзе, пришедшей на интервью, а больше намекает на кастинг в группу "Блестящие".

Что же в итоге сыграло решающую роль - мой дерзкий внешний вид или огонь в глазах и готовность всему учиться - я не знаю. Каро кивнул, а я пообещала стойку на голове, если надо, только бы он меня взял на работу. Так на следующий день я вышла на должность секретаря отдела эксплуатации зданий и сооружений в компанию Шалвы Павловича Чигиринского. Спустя несколько лет отдел эксплуатации трансформировался в управляющую компанию "Мой Дом", принадлежащую Тимуру Хайрудтинову, а я наработала опыт, прошла обучение и стала лицензированным специалистом по управлению и эксплуатации недвижимости в новой компании.

Я до сих пор считаю, что каждый мой рабочий день в течение более, чем шести лет в "СТ Групп" дал мне колоссальный профессиональный и жизненный опыт, возможность знакомства с выдающимися и очень интересными людьми, один из которых - Тимур Хайрудтинов.

Глава 2. Тимур.

Тимур - молодой, красивый, умный, перспективный, неженатый. Он - Финансовый директор "СТ Групп", которая владеет самыми знаковыми объектами коммерческой недвижимости в Москве. Он - мечта практически всех незамужних девушек в 10-т минутной зоне охвата его кабинета с окнами на 1-ую Тверскую-Ямскую улицу. Тимур умело совмещает работу и ночную жизнь, будучи по совместительству директором ночного клуба "Монте-Карло", где каждые выходные отдыхает новая элита современной России.

Т.Р. Хайрутдинов в кругу партнеров СТ Групп.
Т.Р. Хайрутдинов в кругу партнеров СТ Групп.

В тот самый клуб, расположенный рядом с гостиницей "Балчуг", в здании "Сибнефть", где на этаже Х трудится Р.А. в пятницу приедет группа "Блестящие" с Жанной Фриске. Предвкушая веселье в кругу своих друзей, Тимур идет по коридору в чумовых замшевых лоферах на босую ногу и напевает: "Слышишь? Слышишь? Это дождь стучит по крышам".

Группа "Блестящие". 1-ый состав.
Группа "Блестящие". 1-ый состав.

Потом, когда уже "Монте-Карло" закрылось, и Тимур открыл свой собственный клуб "Кабаре", он как-то сказал, что если бы не весь тот опыт, который он получил, руководя ночным клубом, он никогда бы не решился открыть сеть общепита.

Глава 3. Кофе Хауз.

Будучи успешным топ-менеджером в крупной компании, Тимур всегда мечтал о собственном бизнесе. Не супер богатый, но обеспеченный, он рискнул и открыл сразу после первого кризиса в 1998 году свою первую кофейню. Об амбициозных планах тогда никто не говорил. Это была чистой воды авантюра, и если бы она провалилась, то морально он был готов к потере денег. По крайней мере, так он тогда говорил.

Дата открытия первого кафе: 1999 год.

Адрес первого кафе: 3 этаж. Галерея Актер. метро "Пушкинская", ул. Тверская, д. 16. Одно из самых модных торговых мест той пока еще Москвы.

ул. Тверская, д. 16. Галерея "Актер". Самый модный ТЦ конца 90-х.
ул. Тверская, д. 16. Галерея "Актер". Самый модный ТЦ конца 90-х.

Соседство: Rolex, Naf-Naf, Douglas Rivoli, мультибрендовый магазин Ангел, Mercury.

Прототип концепции: Starbucks в Лондоне.

Альтернативные концепции (что если не Кофе Хауз?): пиццерия. Параллельно с концепцией кофейни-прототипа Sturbucks, которая была изучена до дыр в Лондоне, рассматривалась идея открытия сети пиццерий, похожих на Pizza Hut. Проведенный своими силами опрос посетителей ресторана "Царская Охота" на Рублевке, развеял все сомнения. Решено было открывать кофейню.

Концепция первого Кофе Хауз: хороший кофе, который импортировали изначально из Италии, десерты, соки, легкие сандвичи и панини. Все просто, но вкусно. Как в Италии.

Ценовая политика: средний плюс.

Фирменный стиль: не менялся с даты основания сети. От Starbucks был взят только круг. Разработал какой-то креативный парень, обитавший в районе Гоголевского бульвара за какие-то сущие копейки, предложив теплые тона, которые сразу ассоциируются с кофе.

Позиционирование: кофейня городского типа для среднего класса.

Конкуренты: их практически не существовало, ведь по большому счету кофе просто так никто в Москве тогда не пил. Популярными были "Шоколадница" на ул. Б. Якиманка и "Дели Франс" со свежей выпечкой на Площади Маяковского.

То, что сегодня часть жизни - тогда не пошло: кофейня-окно (прототип Cofix) на выходе из метро "Октябрьская", где продавался кофе на вынос. Сделанная в 1999-2000 году ставка на студентов и сотрудников ВУЗов и близлежащих офисов, которые будут брать кофе с собой в бумажных стаканчиках не сработала. Точка закрылась, не проработав и года.

Реально крутые бизнес идеи Тимура:

1. Собственное производство по обжарке кофе и фабрика-кухня для производства полуфабрикатов для сокращения издержек и минимизации таможенных рисков.

3. Привлечение в команду на позицию Генерального директора сети человека с опытом из "МакДональдс". Задача - построение корпоративной культуры и внедрение стандартизации бизнес процессов.

4. Просчитанная финансовая модель построения бизнеса и продажа сети в нужный момент.

5. Самая динамичная экспансия за короткий период времени.

Что не сработало:

1. Продажа сети "Кофе Хауз" прямому конкуренту Starbucks.

Глава 5. Благодарность.

Я буду всегда благодарна моей школьной подруге Свете за тот ее звонок. Я не знаю, как бы сложилась моя жизнь, если бы я не вышла на работу в "СТ Групп", но я знаю точно, что это была та самая дружеская поддержка и очень яркое время в моей жизни, которое мы провели вместе, работая и дружа. Еще много-много-много раз я буду с улыбкой вспомню все то настоящее, что помнишь и без ленты в Инстаграм.

Света, помнишь, как мы все вместе выбирали чашки для будущего кафе и приклеивали на скотч бумажные логотипы, а потом я в такси везла этот звенящий кулек куда-то в район Таганки, чтобы срочно нанести логотип "Кофе Хауз" на первую партию чашек для капучино.

Спасибо тебе.

Света С., Аня С. 1995 год.
Света С., Аня С. 1995 год.