Привет. Сегодня разберём ключевые события развития истории в графическом дизайне.
Термин графический дизайн был придуман Уильямом Аддисоном Двиггинсом в 1922 году. Тем не менее, происхождение графического дизайна можно проследить от происхождения человеческого существования, от пещер Ласко, до римской Колонны Траяна до иллюминированных рукописей средневековья, до неоновых огней Гиндзы в Токио. В «Вавилоне ремесленники прессовали клинообразные надписи в глиняные кирпичи или таблички, которые использовались для строительства. Кирпичи дали информацию, такую как имя правящего монарха, строителя или какого-то другого сановника».
МОДЕРН — 1898
Основано художественное объединение «Мир искусства». Начинается выпуск одноименного журнала, посвященного вопросам эстетики и переосмысляющего наследие народных ремесел в духе стиля модерн. Художники-«мирискусники» — Сомов, Бакст, Бенуа и другие — не только занимаются декоративными объектами и живописью, но и уделяют большое внимание книжному и журнальному дизайну.
Иван Билибин почти целиком посвящает себя книжной иллюстрации и оформлению. Из-под его руки выходят роскошные издания русских народных сказок и множество художественных произведений как уже ставших классиками авторов, так и его современников-символистов.
«Мирискусники» принимают активное участие и в выпуске символистской и акмеистской периодики, например в оформлении таких журналов, как «Золотое руно» и «Голубая роза», а также в создании афиш для балетов «Русских сезонов» Дягилева, гастролирующих в Париже.
Немало внимания уделяется и дизайну рекламы — этикеток, плакатов и других носителей. Среди участников «Мира искусства» в разное время оказываются такие оформители, как Чехонин, Нарбут и Гапонов.
1946 год
Издательство «Гизлегпром» публикует книгу А. А. Сидорова «История оформления русской книги», дающую обзор развития книжного дизайна с XIX до середины XX века
Конец 1940-х — начало 1950-х
Начинается возрождение школ шрифтового дизайна и декоративного оформления товаров
Начало 1950-х
Товары, выпускаемые в различных регионах и отдельных республиках, получают стандартизированное типовое оформление. Работой по стандартизации занимается бывшее «Продоформление», получившее название «Союзпродоформление». Отсюда выходят этикетки пива «Жигулевское», конфет «Мишка», треугольные пакеты молока, дизайн банок черной икры и сгущенки. Среди дизайнеров комбината особого упоминания заслуживают Б. и В. Сенновских, С. Вериченко, А. Куртенко, Е. Сапунова, С. Чуминой, С. Логвинова и В. Сапкина
1962 год
Основание университета изучения цвета. В тоже время была основана цветовая модель PANTONE
ОТТЕПЕЛЬ. ВОЗВРАЩЕНИЕ В ОБЩЕМИРОВОЕ РУСЛО ДИЗАЙНА:
1975 год
Под девизом «Максимум содержания — минимум формы» объединение «Электроприбор» разрабатывает дизайн-программу «Электромера», призванную унифицировать оформление всех советских приборов как массового, так и промышленного использования
1977 год
Первая публичная выставка работ художников-оформителей комбината «Союзпродоформление»
1980 год
Впервые на русском публикуется классическая работа Яна Чихольда «Облик книги: избранные статьи о книжном оформлении»
1987 год
Организован Союз дизайнеров
1988 год
Бывший глава «Электромеры» Дмитрий Азрикан становится основателем первой в стране частной студии дизайна. В этом же году на ВДНХ «Союзпродоформление» и Союз дизайнеров проводят под эгидой Агропрома выставку прикладной графики: «Графический дизайн. Упаковка. Этикет. Интерьер»
ПОСЛЕ 1991: РАЗВИТИЕ ЧАСТНЫХ КОМПАНИЙ И ДИЗАЙН-СТУДИЙ
1991 год
Распадается Союз дизайнеров СССР; часть его бывших членов организует Союз дизайнеров
России
1994 год
Дизайнеры и оформители из круга журнала «Тара и упаковка» проводят международную выставку «Этикетка» и первый всероссийский конкурс на лучший дизайн этикетки
1995 год
Артемий Лебедев основывает студию WebDesign, ставшую первой в России компанией, специализирующейся на коммерческой разработке сайтов. Два года спустя Лебедев переименует студию, включив в ее название свои имя и фамилию
1996 гоШрифтовой дизайнер Юрий Гордон создает свою первую цифровую гарнитуру «FaRer». Через год он становится одним из основателей первой в стране частной студии разработки шрифтов Letterhead. Она занимается также графическим дизайном и айдентикойайдентикойайдентикойайдентикойи
1998 год
Дизайнер Владимир Константин из рекламного агентства Euro RSCG Maxima первым в России получает награду конкурса рекламы «Каннские львы» за графический дизайн, а не рекламный ролик. Его работы — серия принтов для водки Smirnoff — выигрывают «Бронзового льва».
Отдел разработки шрифтов фирмы «ПараГраф» выделяется в отдельную компанию «ПараТайп». «ПараТайп» становится первым частным дизайн-бюро, занимающимся исключительно шрифтовым дизайном. Это событие знаменует собой начало возрождения шрифтового искусства в России.
1999 год
По инициативе журнала «Тара и упаковка» создается некоммерческое объединение «Центр упаковки, этикетки, дизайна», включившее в себя наиболее значимые на тот момент студии дизайна и предприятия, занимающиеся печатью в этой области
2003 год
В Москве начинает свою работу Британская высшая школа дизайна. В ее преподавательский состав входят ведущие российские дизайнеры; приглашенными лекторами выступают звезды мирового масштаба. Многие из выходцев «Британки» и сами становятся основателями важных для российского рынка компаний, обладателями международных наград и лауреатами премий
2005 год
Издательство «Вагриус» выпускает тиражом 999 экземпляров книгу «Век русского книжного искусства» в богато украшенном подарочном оформлении.
В Санкт-Петербурге Петр Чобитько открывает при художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица Школу каллиграфии, позже получившую название «От аза до ижицы». Это первое в России учебное заведение, сосредоточившееся на изучении и популяризации визуального наследия древнерусской письменности. Уже в мае 2006 года школа проводит первую приуроченную ко Дню славянской письменности выставку «Образ и Буква»
2006 год
В Москве открывается Школа фотографии и мультимедиа имени Родченко. Изначально сосредоточенная на фотографическом искусстве, с годами школа становится одним из ключевых мест преподавания широкого круга визуальных искусств и ремесел — от графического и интерактивного дизайна до сайнс-арта
2008 год
В Санкт-Петербурге проходит конференция Международной шрифтовой ассоциации ATypl
2012 год
В Москве начинают проводить международный фестиваль каллиграфии, леттеринга и шрифтовых искусств Typomania
2019 год
На сегодняшний день графический дизайн является самым главным элементом в маркетинге и бизнесе. Хороший бизнес никак не может существовать без продаваемого дизайна. Для продвижения графического дизайна создаются университеты, онлайн-школы.
Эволюция дизайна была подготовлена Олегом Уппитом
P.S. Пикабушники благодарю за уделённое время этой статье. Надеюсь, что вам было интересно читать про историю графического дизайна. Если понравилось, то в знак благодарности можете подписаться на мой телеграм канал: https://teleg.run/figmadribble . Тут постятся самые полезные посты для графического дизайнера. Последние новости из мира дизайна, полезные материалы для работы, плагины.