Найти тему
Figma

ИСТОРИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА 1825-1920

Привет. Сегодня разберём ключевые события развития истории в графическом дизайне.

Термин графический дизайн был придуман Уильямом Аддисоном Двиггинсом в 1922 году. Тем не менее, происхождение графического дизайна можно проследить от происхождения человеческого существования, от пещер Ласко, до римской Колонны Траяна до иллюминированных рукописей средневековья, до неоновых огней Гиндзы в Токио. В «Вавилоне ремесленники прессовали клинообразные надписи в глиняные кирпичи или таблички, которые использовались для строительства. Кирпичи дали информацию, такую как имя правящего монарха, строителя или какого-то другого сановника».

МОДЕРН — 1898

Основано художественное объединение «Мир искусства». Начинается выпуск одноименного журнала, посвященного вопросам эстетики и переосмысляющего наследие народных ремесел в духе стиля модерн. Художники-«мирискусники» — Сомов, Бакст, Бенуа и другие — не только занимаются декоративными объектами и живописью, но и уделяют большое внимание книжному и журнальному дизайну.

Иван Билибин почти целиком посвящает себя книжной иллюстрации и оформлению. Из-под его руки выходят роскошные издания русских народных сказок и множество художественных произведений как уже ставших классиками авторов, так и его современников-символистов.

«Мирискусники» принимают активное участие и в выпуске символистской и акмеистской периодики, например в оформлении таких журналов, как «Золотое руно» и «Голубая роза», а также в создании афиш для балетов «Русских сезонов» Дягилева, гастролирующих в Париже.

Немало внимания уделяется и дизайну рекламы — этикеток, плакатов и других носителей. Среди участников «Мира искусства» в разное время оказываются такие оформители, как Чехонин, Нарбут и Гапонов.

1946 год

Издательство «Гизлегпром» публикует книгу А. А. Сидорова «История оформления русской книги», дающую обзор развития книжного дизайна с XIX до середины XX века

Конец 1940-х — начало 1950-х

Начинается возрождение школ шрифтового дизайна и декоративного оформления товаров

Начало 1950-х

Товары, выпускаемые в различных регионах и отдельных республиках, получают стандартизированное типовое оформление. Работой по стандартизации занимается бывшее «Продоформление», получившее название «Союзпродоформление». Отсюда выходят этикетки пива «Жигулевское», конфет «Мишка», треугольные пакеты молока, дизайн банок черной икры и сгущенки. Среди дизайнеров комбината особого упоминания заслуживают Б. и В. Сенновских, С. Вериченко, А. Куртенко, Е. Сапунова, С. Чуминой, С. Логвинова и В. Сапкина

1962 год

Основание университета изучения цвета. В тоже время была основана цветовая модель PANTONE

ОТТЕПЕЛЬ. ВОЗВРАЩЕНИЕ В ОБЩЕМИРОВОЕ РУСЛО ДИЗАЙНА:

1975 год

Под девизом «Максимум содержания — минимум формы» объединение «Электроприбор» разрабатывает дизайн-программу «Электромера», призванную унифицировать оформление всех советских приборов как массового, так и промышленного использования

1977 год

Первая публичная выставка работ художников-оформителей комбината «Союзпродоформление»

1980 год

Впервые на русском публикуется классическая работа Яна Чихольда «Облик книги: избранные статьи о книжном оформлении»

1987 год

Организован Союз дизайнеров

1988 год

Бывший глава «Электромеры» Дмитрий Азрикан становится основателем первой в стране частной студии дизайна. В этом же году на ВДНХ «Союзпродоформление» и Союз дизайнеров проводят под эгидой Агропрома выставку прикладной графики: «Графический дизайн. Упаковка. Этикет. Интерьер»

ПОСЛЕ 1991: РАЗВИТИЕ ЧАСТНЫХ КОМПАНИЙ И ДИЗАЙН-СТУДИЙ

1991 год

Распадается Союз дизайнеров СССР; часть его бывших членов организует Союз дизайнеров

России

1994 год

Дизайнеры и оформители из круга журнала «Тара и упаковка» проводят международную выставку «Этикетка» и первый всероссийский конкурс на лучший дизайн этикетки

1995 год

Артемий Лебедев основывает студию WebDesign, ставшую первой в России компанией, специализирующейся на коммерческой разработке сайтов. Два года спустя Лебедев переименует студию, включив в ее название свои имя и фамилию

1996 гоШрифтовой дизайнер Юрий Гордон создает свою первую цифровую гарнитуру «FaRer». Через год он становится одним из основателей первой в стране частной студии разработки шрифтов Letterhead. Она занимается также графическим дизайном и айдентикойайдентикойайдентикойайдентикойи

-2

1998 год

Дизайнер Владимир Константин из рекламного агентства Euro RSCG Maxima первым в России получает награду конкурса рекламы «Каннские львы» за графический дизайн, а не рекламный ролик. Его работы — серия принтов для водки Smirnoff — выигрывают «Бронзового льва».

Отдел разработки шрифтов фирмы «ПараГраф» выделяется в отдельную компанию «ПараТайп». «ПараТайп» становится первым частным дизайн-бюро, занимающимся исключительно шрифтовым дизайном. Это событие знаменует собой начало возрождения шрифтового искусства в России.

1999 год

По инициативе журнала «Тара и упаковка» создается некоммерческое объединение «Центр упаковки, этикетки, дизайна», включившее в себя наиболее значимые на тот момент студии дизайна и предприятия, занимающиеся печатью в этой области

2003 год

В Москве начинает свою работу Британская высшая школа дизайна. В ее преподавательский состав входят ведущие российские дизайнеры; приглашенными лекторами выступают звезды мирового масштаба. Многие из выходцев «Британки» и сами становятся основателями важных для российского рынка компаний, обладателями международных наград и лауреатами премий

2005 год

Издательство «Вагриус» выпускает тиражом 999 экземпляров книгу «Век русского книжного искусства» в богато украшенном подарочном оформлении.

В Санкт-Петербурге Петр Чобитько открывает при художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица Школу каллиграфии, позже получившую название «От аза до ижицы». Это первое в России учебное заведение, сосредоточившееся на изучении и популяризации визуального наследия древнерусской письменности. Уже в мае 2006 года школа проводит первую приуроченную ко Дню славянской письменности выставку «Образ и Буква»

2006 год

В Москве открывается Школа фотографии и мультимедиа имени Родченко. Изначально сосредоточенная на фотографическом искусстве, с годами школа становится одним из ключевых мест преподавания широкого круга визуальных искусств и ремесел — от графического и интерактивного дизайна до сайнс-арта

2008 год

В Санкт-Петербурге проходит конференция Международной шрифтовой ассоциации ATypl

2012 год

В Москве начинают проводить международный фестиваль каллиграфии, леттеринга и шрифтовых искусств Typomania

2019 год

На сегодняшний день графический дизайн является самым главным элементом в маркетинге и бизнесе. Хороший бизнес никак не может существовать без продаваемого дизайна. Для продвижения графического дизайна создаются университеты, онлайн-школы.

Эволюция дизайна была подготовлена Олегом Уппитом

P.S. Пикабушники благодарю за уделённое время этой статье. Надеюсь, что вам было интересно читать про историю графического дизайна. Если понравилось, то в знак благодарности можете подписаться на мой телеграм канал: https://teleg.run/figmadribble . Тут постятся самые полезные посты для графического дизайнера. Последние новости из мира дизайна, полезные материалы для работы, плагины.