По мнению западных экспертов, Европа и США столкнулись с новой концептуальной проблемой, получившей известность как «денежно-кредитная теория». По сути, речь идет о возрождении идеи плановой экономики, благополучно умершей вместе с СССР.
А в чем проблема? Дело все в том, что капитализм после Второй мировой войны, вобрав в себя переосмысленные идеи «леваков», трансформировался в «неолиберализм», систему, которая провозгласила максимальное размежевание общества и государства, передачу функций государства частным структурам, а также создание наиболее благоприятных условий для развития частного капитала. Однако экономика просачивания обернулась тем, что богатые богатели, а бедные не то, чтобы беднели, но оказывались все более зависимыми от социальных выплат. От того же государства, от которого бежали теоретики неолиберализма.
Наиболее ярыми выразителями такого подхода стали Рональд Рейган и Маргарет Тетчер, благодаря их усилиям кредитование стало, с одной стороны, источником достатка и материального благополучия, а с другой, привело к падению национальных экономик. В 80-е появились настоящие трансатлантические компании, а в 90-х глобализм Оформился как новая правая идеология. С противоположного лагеря красных «леваков» заменили не менее радикальные «зеленые».
Казалось бы, произошла рекогносцировка идеологической сцены, и все должны быть довольны. Однако кризис 2009 года показал, что и потребление, и кредитование имеют свои точки предела.
ДКТ как раз предлагает заменить безудержное кредитование на… печатание денег. Дескать, стимулирование личного потребления снизит риск социального расслоения. И вместе с тем снизит уровень бедности. Но вот вопрос: а как насчет инфляции? Мы ее помним. И заодно как печатание денег отразится на объемах финансирования государственных программ? Проще говоря,кто кого переиграет — государственные расходы или инфляционные ожидания?
Но, похоже, на Западе этого не понимают. Борьба между неолиберализмом и ДКТ только разрастается.
Более подробно здесь