Найти тему
РусЛит

Как не испортить первый год школы у ребенка? Топ 7 ошибок родителей

Когда первоклассники сталкиваются с первыми трудностями, их дальнейшее отношение к учебе формируют именно родители. А те иногда даже не замечают, каким тоном, и о чем говорят по отношению к обучению: комментируют действия педагогов, сомневаются в рациональности системы образования и т.д.

Любую критику ребенок впитывает как губка, поэтому у него может пропасть желание вообще. Каких ошибок следует избегать, чтобы лучше мотивировать ребенка?

1. Говорить о школе негативно в присутствии детей

Отношение к школе у ребенка возникает задолго до первого класса, оно формируется из разговоров взрослых. Вы можете вспоминать, как ссорились с одноклассниками, ненавидели строгую учительницу, можете быть недовольными состоянием системы образования, но это никак не поможет вашему ребенку успешно адаптироваться к школьной жизни. Поэтому воздержитесь от обсуждения школы в негативном тоне в присутствии ребенка.

2. Сердиться на учителя за домашние задания в 1-м классе

Обычно первоклассники не имеют домашних заданий, но некоторые учителя все же предлагают деятельность после уроков вроде гербария из осенних листьев или придумывание сказки. Это может раздражать, но выражать свое недовольство первокласснику нет смысла: изменить ситуацию он не в состоянии, а настроение его будет испорчено. Если вы считаете, что ребенок перегружен, обсудите это с учителем.

3. Требовать от учителя особого внимания к своему ребенку

Ваш ребенок для вас — драгоценный, неповторимый, вы считаете, что он прекрасно подготовился и ждет справедливого одобрения его талантов. Но у учителя полный класс уникальных личностей, подвижных и шумных, поэтому физически невозможно уделить внимание всем сразу. Поэтому если ребенок накануне блестяще подготовился к уроку, а его не спросили, убедите его не разочаровываться. В конце концов, знания приобретают не для учителя, а для себя.

4. Критиковать учителя

Какие-то поступки или решения учителя могут показаться вам неправильными, несправедливыми. Но объективно оценивать их имеет право школьное руководство и аттестационная комиссия (конечно, мы не имеем в виду патологические случаи, когда оказывается, что учитель бьет детей или что-то вроде). Поэтому обвинять учителя в некомпетентности не стоит, критиковать в присутствии ребенка тоже. Это только затруднит его адаптацию к школьным требованиям, так как авторитет учителя будет подорван.

5. Заполнять день ребенка дополнительными занятиями

Лучше не оставлять ребенка после уроков в группе продленного дня. Сложно, когда и папа, и мама работают, но именно на первое время стоит что-то придумать. Тем более стоит отложить намерения взрастить гения, а с ними и дополнительные занятия по английскому языку, развивающие секции и тому подобное. Можно оставить одну спортивную секцию вроде бассейна. Сейчас вся энергия ребенка направлена на адаптацию к новым условиям и среде, поэтому при дополнительной нагрузке сил на учебу просто не останется. Лучшее, что можно сделать после школы для отдыха, — пойти на прогулку.

6. Критиковать одноклассников

Адаптироваться к школьному социуму и его требованиям — не первоочередная задача первоклассника. На это нужно 3-4 месяца, иногда больше. Учащиеся будут разные — и тихие, и задорные. Даже если у ребенка не со всеми сложатся дружеские отношения, критика определенных одноклассников никак не поможет наладить взаимоотношения в коллективе.

7. Нарушать личное пространство ребенка

Заглядывать в портфель, шкаф, телефон — эти и подобные действия нарушают личные границы. Ребенок должен сам отвечать за собственное пространство, учиться его организовывать. Если там что-то идет не так, как вам хотелось бы, можно разговаривать, советовать, убеждать, приводить примеры, но ни в коем случае не лезть туда руками, особенно при отсутствии ребенка и без его разрешения. Иначе это разочарует его. Если вам для успокоения хочется просмотреть сообщения на телефоне ребенка, нужно утолять собственную тревожность и склонность к гиперопеке.