«Хочу получать хорошие оценки. И только хорошие, желательно, отличные, и желательно, всегда. Мне важны не только оценки ради оценок, но и знания тоже. Хочу, чтобы мои субъективные отметки соответствовали моим объективным знаниям. Хочу быть умной, очень умной...
Я, конечно, и так... достаточно умна, но хочу быть еще умнее. И мне это нравится, и мне это интересно. И, кроме того, у меня есть свои, довольно прагматичные цели, для которых очень нужны знания, и это, пожалуй, первая причина для освоения мира и действительности. Сейчас не буду о них...
Но, даже, если бы я хорошо знала предмет, была уверена в себе и в своих знаниях, но, по воле случая, получила бы неудачную оценку, – не смогла бы с этим смириться. Пересдавала бы и доказывала, что я на самом деле лучше и умнее, чем то, что говорят обо мне какие-то сухие цифры в зачетке.
Что это? Самолюбие? Самолюбование? Самореализация? Самоутверждение? Может быть... Но, неужели, это так плохо? Все же хотят реализации, нужно направлять свою энергию в правильное русло. И лучше учеба и успехи в ней, чем безделье или глупые занятия». – Все это говорю одногруппнице Ане. Не навязываю, просто делюсь размышлениями.
Она говорит: «Для меня, главное – работа. Пятерки – это хорошо, но мне, если честно, по барабану... Мне нужен диплом».
Я ей: «Главное, понимать, ради чего ты это делаешь, иметь и видеть цель, если видишь, значит, – это не бездействие, а правильно расставленные приореты и осуществление своих жизненных планов в соответствии с этими приорететами. Но все равно, мне кажется, человеку, если предоставить выбор из двух машин: старого жигуленка и новой иномарки, как думаешь, на какой было бы приятнее ездить? Но, чтобы получить иномарку, нужно побольше усилий приложить, чем для приобретения жигуленка. На это не у всех есть силы и возможности. Ну, а в плане отметок, думаю, что всем было бы приятнее получать пятерки, а не просто «диплом», но не у всех на это хватит ума, силы воли, желания, мотивации, поэтому часто за оправданиями «нет времени, не понимаю предмета, нет сил, главное, – диплом...» скрывается банальная лень...
«Угу, я понимаю...», – говорит Аня.
Уставшая, но довольная доплела с очередного экзамена до дома. Получила то, что хотела. Зашла домой... Одичавшие дети из-за горы игрушек не сразу меня разглядели, прибежали встречать. Вручили мне в руки две бумажные снежинки.
- «Ты в школе была, да? Что так долго?»
- «Долго? Ну, потому что хорошую оценку хотела получить».
- «А что такое хорошая оценка?»
- «Ой... Я чуть-чуть отдохну... И расскажу, я обещаю.»
- «Ты нам пирожки обещала... И не делаешь! Ты все время в школу свою ходишь и ходишь. Мы хотим пирожков!»
- «Пирожков? Я их тоже хочу...»
- «Пирожков нам сделай!!!» – хором запели дети.
Пятерки, пятерки...
Посмотрела я на своих оголодавших детей и подумала: «А, ну их, эти пятерки... Для кого-то на первом месте работа, для кого-то учеба, а я мама, просто мама, и это для меня важнее». И я пошла на кухню печь пирожки. А на следующий день получила первый и единственный трояк...