Найти в Дзене
Андрей Крас

Контейнер с секретом. ЦРУ против КГБ

В середине 70-х годов прошлого столетия, в целях сокращения времени и удешевления перевозки товаров из стран АТР в Европу, после длительных согласований, сложного выбора различных вариантов  и соответствующей подготовки,  была запущена скоростная транзитная линия по Транссибирской железнодорожной магистрали. Одними из основных положений подписанного международного договора были: осуществление «переброски» контейнеров из Гонконга, Филиппин и Японии через порт Находка (Владивосток был еще закрытым городом) в Западную Европу и максимальное упрощение процедуры пограничного и таможенного контроля  за перевозимыми грузами на нашей территории. К моменту окончательной отшлифовки всех элементов этого непростого с логистической и технической точек зрения процесса, в соответствующие подразделения ВС СССР  были поставлены на дежурство ракеты с разделяющимися боеголовками, имеющими системы индивидуального наведения.  По имеющейся в КГБ информации, спецслужбы, как тогда писалось в сек

В середине 70-х годов прошлого столетия, в целях сокращения времени и удешевления перевозки товаров из стран АТР в Европу, после длительных согласований, сложного выбора различных вариантов  и соответствующей подготовки,  была запущена скоростная транзитная линия по Транссибирской железнодорожной магистрали. Одними из основных положений подписанного международного договора были: осуществление «переброски» контейнеров из Гонконга, Филиппин и Японии через порт Находка (Владивосток был еще закрытым городом) в Западную Европу и максимальное упрощение процедуры пограничного и таможенного контроля  за перевозимыми грузами на нашей территории.

К моменту окончательной отшлифовки всех элементов этого непростого с логистической и технической точек зрения процесса, в соответствующие подразделения ВС СССР  были поставлены на дежурство ракеты с разделяющимися боеголовками, имеющими системы индивидуального наведения.  По имеющейся в КГБ информации, спецслужбы, как тогда писалось в секретных документах «стран главного противника», активно предпринимали меры по получению любой информации по данной проблематике. Ряд материалов, подтверждающих эти выводы, были получены и сотрудниками Управления КГБ СССР по Приморскому краю, в том числе и о том, что подобные «операции» проводятся с помощью технических средств разведки.

Общий вид контейнера № CTIU 1317221 до вскрытия
Общий вид контейнера № CTIU 1317221 до вскрытия

В декабре 1985 года в Приморское Управление госбезопасности прибыла группа специалистов из центрального аппарата. Последняя явно отличалась от неоднократно посещавших край «московских гостей». Никаких совещаний с оперативным составом, а тем более «культурных» мероприятий с показом достопримечательностей, подледной зимней рыбалки и прочее. Кроме того, приехавшие имели солидный «технический» багаж. Только руководство Управления знало, что возглавляет группу начальник 1-го (американского) отдела Второго главного управления КГБ СССР  Красильников Р. С. После проведения ряда подготовительных мероприятий в условиях повышенной секретности  группа  выехала в Находку.  Каждому из «прикомандированных» к ней сотрудников Управления были отработаны свои четкие и узкие участки работы. Только через довольно продолжительное время многие из участников этих событий узнали  масштабы и истинную цель этой неординарной операции…

21 декабря 1985 года на японском судне «Сибирь мару» в Находку в числе других прибыл контейнер под № CTIU 131722(1). Согласно сопроводительным документам он был досмотрен пограничными и таможенными властями страны Восходящего солнца,  в нем находились  ящики с декоративными цветочными горшками ручной работы. Груз должен был отправлен в адрес: ФРГ, 2000, Гамбург, 76, Винтерхудер Вег, 46. После выгрузки на берег, для стороннего взгляда, с этой огромной «посылкой», стали происходить странные вещи. Контейнер скрытно даже от работников портовых и железнодорожных служб оперативно был вычленен из общего состава, загнан на одну из специальных веток и помещен в отдельный бокс.

Проведение внешнего осмотра контейнера еще раз убедило сотрудников, участвующих непосредственно в  этом мероприятии, в правильности данного «выбора». Учитывая наличие в нем  пустопорожних керамических горшков, последний явно превышал предполагаемый вес. В отличие от применяемых тогда способов нанесения контейнерных порядковых номеров, в данном случае последний был выполнен типографским способом в виде наклейки, что, по мнению специалистов, позволяло при соответствующей необходимости быстро провести его замену. Контрольная пломба была заварена намертво в корпус дверей, что исключало ее «несанкционированное» вскрытие. В бортах контейнера были вырезаны специальные, закамуфлированные под вентиляционные, практически незаметные, небольшие узкие отверстия.

Исключая все известные вариации самовзрыва «изделия» и с другими предосторожностями, в том числе необходимости возможного «возврата» на соответствующие первоначальные места, всех предметов и изменений в конструкции, контейнер был вскрыт.

Перед глазами сотрудников и технических специалистов предстала стена, сложенная из картонных ящиков. Методично и осторожно последние поочередно вынимались и распаковывались. Детально осматривался каждый извлеченный горшок. Во всех вскрытых 25 ящиках первого ряда действительно находились невинные поделки японских мастеров-ремесленников. Напряжение возрастало. Те же результаты были получены и при досмотре следующего ряда. Всего было вскрыто и осмотрено две с половиной сотни фарфоровых изделий.

Из воспоминаний Р. Красильникова: « …Удалив два ряда горшечной кладки, мы наткнулись на деревянную переборку, скрывавшую содержимое остальной части контейнера. Разобрав её, мы ахнули. Во всей красе перед нами предстала чудо-лаборатория, занимавшая две трети контейнера…».

Это был финальный акт по противодействию российской контрразведки по пресечению операции ЦРУ, названной в этом ведомстве «АБСОРБ». Все пазлы,  полученных раннее данных,  окончательно сложились в четкую картину.

Отсек контейнера с передней стойкой шпионского комплекса
Отсек контейнера с передней стойкой шпионского комплекса

Обнаруженная аппаратура  представляла собой единый технический комплекс ЦРУ (TECHINT) для ведения разведки районов с повышенной радиоактивностью, связанной с производством, хранением, транспортировкой ядерных материалов, в том числе ядерного оружия и военных объектов, оснащенных ядерным оружием. Комплекс был способен обнаруживать источники радиоактивности, регистрировать и накапливать информацию об интенсивности, спектральном составе и суммарной дозе нейтронного и гамма-излучений, фиксировать пройденное расстояние, атмосферное давление, температуру, определять с наибольшей точностью географические координаты.

Датчики комплекса идентифицировали находящийся в защищённом контейнере одиночный ядерный заряд, эквивалентный одному килограмму плутония, на расстоянии 10 метров от оси контейнера. Как только по маршруту следования приборы улавливали излучение, заслонки псевдовентиляционных отверстий по бокам контейнера автоматически поднимались и производилось панорамное фотографирование. Информация записывалась в кодированном виде на компакт-кассеты, ёмкость которых накапливала данные о 1000 замеров радиоактивных источников. Одновременно производился анализ полученной информации, накопленной в специально разработанных двух индивидуального исполнения электронно-вычислительных машинах. Входящие в состав комплекса аккумуляторные батареи обеспечивали бесперебойную работу всей аппаратуры в течение трёх месяцев.

По предварительным подсчетам стоимость только технической начинки «изделия», подтверждённая позже  рядом американских источников, обошлась специалистам из ЦРУ в 50 миллионов долларов…

Данный контейнер должен был проследовать из Находки до Ленинграда с последующим «прибытием» в Гамбург. Его получателем значился  Рамон Грейс Прайс, числящийся жителем этого вольного города, выступавший в роли владельца нескольких небольших ресторанов. Проверка показала, что этот предприниматель имеет в деловых кругах города очень скверную репутацию и находился на грани банкротства. Тем не менее, в конце 1985 года он направляет крупную сумму денежных средств президенту японской фирмы «Сан юнион» для закупки и оплаты всех транспортных расходов по доставке в «свой» адрес большой партии декоративных горшков.

Непосредственным отправителем «японских горшков» числился японский коммерсант, владелец небольшой, но преуспевающей торговой фирмы в г. Иокогама — Хори Катаро. Было установлено, что он являлся гражданином США, ранее окончивший Калифорнийский университет, постоянно проживавший на том момент в Гонолулу, Гавайские острова, по улице Коко айру сакуру, 119. Именно он 6 и 7 декабря 1985 года «грузил» горшки в контейнер, арендованный у американской компании «Си-Ти-Ай». 9 декабря контейнер им был запечатан пломбой, полученной от известной японской компании «Транссибириэн контейнер компани»  ( сокращённо «Трансиб»), имеющий большой опыт доставки грузов из Японии в различные страны транзитом по территории Советского Союза.

Присутствующими при вскрытии специалистами на основании не понятно для чего выделенной в скобках в порядковом номере контейнера цифры 1, было высказано предположение, что последнее может означать и наличие подобного изделия минимум  с № 2. Это нашло свое подтверждение позднее, когда было установлено, что еще один контейнер-клон с точно таким же номером CTIU 131722(1) проследовал неизвестно откуда в город Бостон, США.

Кстати, после опубликования информации о выявлении российскими спецслужбами шпионского контейнера, оба ранее названных «коммерсанта» исчезли в неизвестных направлениях.  В какой-то степени была и раскрыта загадка, найденных в «находкинском изделии» нескольких аналогичных наклеек с другими контейнерными порядковыми номерами.

Вероятнее всего предполагалась обратное возвращение комплекса, но под другими «установочными данными». «Призраки» из Ленгли ( так между собой называли себя сотрудники ЦРУ, работающие на советском направлении) просчитали, как казалось для них, все. Тщательно были изучены все варианты работы наших пограничных и таможенных служб по обеспечению  этой скоростной транзитной железнодорожной линии. Ранее неоднократно фиксировались попытки иностранных представителей, работавших под дипломатическим прикрытием, осуществлять визуальное наблюдение и проводить скрытое фотографирование на всем маршруте следования. Была учтена и даже такая особенность,  как период подготовки, празднования и отдыха до и после Нового года, с известными русскими особенностями. Именно в это время, контейнер и должен был следовать по просторам нашей страны.

Поэтому и названа была операция  ««АБСОРБ» («Поглощение»), позаимствованная у медицинских коллег, начавших испытывать новый биорассасывающий стенд с таким названием,  предполагавшийся использовать в коронарных операциях. После установки его к больному и выполнения нужных функций он должен был полностью растворяться, не оставляя никаких следов. В данной ситуации по мысли вашингтонских кукловодов: ЦРУ выступало в роли доброго и внимательного врача, а все российские спецслужбы и еже с ними должны были сыграть роль зловредного, не желающего лечиться тяжелого больного…

Продолжение следует......