1. Не выполняйте работу за подчиненных
Руководитель организовывает процесс и решает общие вопросы и только в случае крайней необходимости говорит сотруднику: «Давай-ка я все сделаю сам».
Это может быть:
— срочность,
— особая компетентность,
— личный пример в воспитательных целях.
«Научите меня личным примером», «У вас же это получится гораздо лучше» — эти слова, приятные каждому руководителю, могут являться чистой воды манипуляциями. К хорошему быстро привыкают, и есть высокая вероятность банального «усаживания на шею».
2. Держите сотрудников в курсе дела
Это касается и общей стратегии, и частных случаев. О планах и целях лучше при возможности рассказывать на специальных корпоративных встречах напрямую.
Всего через два звена руководства информация передается искаженно, а через три не доходит вообще.
И даже «новенькому» в компании хороший начальник сам расскажет о правилах работы, об ожидаемых результатах и ответит на все вопросы. До последних мелочей. Чтобы сотрудник не чувствовал себя растерянным неумехой, барахтающимся в невесомости.
3. Прощайте за ошибку / не прощайте за ошибку
Все совершают ошибки. Различие только в том, как человек отнесется к неверному шагу и что сделает в дальнейшем. И тут руководителю необходимо принимать отдельное решение в каждом случае.
Если работник понял, раскаялся и готов нести ответственность — не стоит «рубить с плеча». Обычно после разговора у него появляется «второе дыхание» и удвоенная энергия. Но если продолжает «в том же духе», то здесь излишняя мягкость начальника только навредит.
4. Будьте примером
Нередки случаи, когда руководитель отчитывает подчиненных за опоздание, а те слушают и думают: «На себя бы посмотрел…» Или требует соблюдать дресс-код, а сам приходит на работу в джинсах.
Нелепо ратовать за правила, которые сам не соблюдаешь.
В любых начинаниях руководитель должен помнить, что прежде всего окружающие берут пример с него самого.
5. Читайте и развивайтесь
Не нужно думать, что если вы начальник, то уже все на свете умеете и новые знания вам не понадобятся. Чтение качает самую главный мускул организма — мозг.
Деловая литература помогает увидеть суть бизнес-процессов и перенять чужой опыт, художественные книги учат жизни и делают человека мудрее. Развиваясь, начинаешь быстрее соображать и принимать лучшие решения. А такое качество руководителя никогда не остается незамеченным.
6. Осваивайте новое
Руководитель, который помимо основных обязанностей делает что-то еще, гораздо популярнее обычного начальника, «вросшего» в кабинет. Это может быть хобби, ведение тренингов, написание книг, актерские пробы и многое другое. Да хотя бы интересный блог в соцсетях.
Такой лидер более харизматичен, виден окружающим объемнее и лучше. Но самое удивительное в том, что показатели бизнеса в их отделах и компаниях тут же начинают расти! Главное, чтобы эти увлечения были не просто досуговыми, а связаны с общим делом босса и подчиненных.
7. Босс — везде босс
Очень важная тема, о которой часто предпочитают умолчать или отшутиться — это совместные праздники и корпоративные походы в ресторан. Руководитель не должен быть веселее и громче всех, как это иногда случается. Мол, я командир — и даже в застолье все должны на меня равняться. Тем более, говорить: «На службе я вам начальник, а здесь я вам друг».
Идеальный босс знает, что испортить себе репутацию, которая завоевывалась годами, проще простого. Пока вокруг сотрудники — это всегда работа.
8. Помните о главном!
Мудрый руководитель всегда знает, что все проходит. Так было написано на кольце царя Соломона. Если каждое утро начинать с мысли, что любая должность не вечна — и быть морально готовым к собственному увольнению, то это тонизирует лучше любого кофе.
Это значит, что нужно все-все успеть! Не нужно говорить «давайте сделаем жизнь чуточку лучше», надо каждый день жить на максимуме и выжимать из него все что в наших силах.
9. Умейте слушать
Рассказчиков и говорунов хватает везде, а вот те, кто умеет слушать, представляют собой весьма дефицитный тип людей. Очень непросто настроиться на то, чтобы выслушать человека, чтобы не продолжить его мысль, когда он делает паузу, или чтобы не ввернуть в разговор свою остроумную, но не совсем уместную реплику.
Это вызывает порой почти физический дискомфорт!
Но надо учиться слушать. При этом обязательно нужно показывать, что ты слушаешь собеседника. Собеседник чувствует, что интересен вам. Это автоматически расценивается им, как проявление уважения. Слушать — очень ценное умение, повышающее количество сделок.
10. Держите дистанцию
Слушать — и сопереживать — важное качество, но и сочувствия должно быть в меру. «Теплый» контакт не должен превращаться в панибратские отношения. Одно из мерил таких отношений — дружественный переход на «ты»