О бое с татарами в Новосильском и Мценском уезде в 1631-1632 годах известно прежде всего благодаря делу по челобитью Ивана Матвеевича Вельяминова о пожаловании его за службы.
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVI/1560-1580/Akty_Popov_I/501-520/515.htm
Начинается оно стандартной шапкой:
Государю, царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа русии и великому государю, святейшему патриарху Филарету Никитичу московскому и всеа русии бьет челом Ивашко Вельяминов.
Затем следует перечисление предшествующих заслуг Вельяминова:
Служу я вам, государем, сорок восемь лет, в немецких трех походах был и в Крым от царя Федора послан был; да я ж за вас, государей, прежде в полону живот свой мучил, и на многих боях ранен бывал, и языки крымские, и литовские и немецкие к вам, государем, приваживал.
После этого и следует описание событий 1632 года. Начинаются они летом 1632 года, Вельяминов командует запасным полком, организует сторожевую службу, на успехи которой обращает особое внимание:
И в прошлом, государи, во 140-м году (1631-1632 гг.) по вашему государеву указу был я в прибылом (запасном) полку во Мценску и, приехав я во Мценск, тотчас послал по сторожем и по городом на вести детей боярских и сторож из городов, которые приезжали ко мне с вестьми, и я тех детей боярских присылал к вам, государем, преж всех городов.
5 августа Вельяминов получает от Ливенского воеводы, что днем ранее 4 августа большой татарский отряд форсировал Быструю Сосну в районе Кирпичного брода. Такое запоздалое оповещение говорит о том, что татары сумели пройти незамеченными вплоть до самой Быстрой Сосны! А следовательно не сработала система сторож самих Ливен и одного из городов южнее:
И августа, государи, в 5 день писали во Мценеск ко мне с Ливен воеводы Дмитрий Колтовской да Алексей Самарин со мценскими вестовщики, с Астафьем Кудрявым с товарищи: августа в 4 день прошли татаровя в Русь мимо Ливен многие люди в Кирпичной брод и сами де вестовщики татар видели, как они лезли чрез Сосну в Кирпичной брод многие люди;
В тот же день Вельяминов узнал, что оказался на направлении главного удара. Татары не пошли Муравским шляхом в сторону Москвы, а повернули на Новосильскую дорогу. Она описывается в Книге Большого Чертежу, и расшифрована в этом посте: http://ugrim.blogspot.ru/2016/03/blog-post_14.html. Расстояние от Кирпичного брода до Новосиля (а это около 70 километров) татары преодолели в течении дня. Блокировав Новосиль они двинулись по обе стороны реки Зуши в сторону Мценска, "распустив войну", то есть начав грабеж окрестных поселений:
да того же, государи, числа прибежал ко мне из Новосильскаго уезду новосилец сын боярский, а сказывал: прошли де к Новосилю к городу татаровя многие люди и пошли по обе стороны Новосиля во мценския и в новосильския места.
Вельяминов занимает выгодную позицию в "крепком месте":
а я с ратными людьми стал в великой крепости и укрепя людей, поставя знамена возле лесу для того, чтоб татаром не сметить твоих государевых людей, и послал к головам подъезд, чтоб они с татары бились, а на Божию помощь и на ваших государевых людей были надежны, что я иду за ними.
6 августа Вельяминов отправляет три отряда на бой с татарами. По всей видимости речь идет стандартном делении на два фланга и центр, причем центр усиливается "бобриковскими казаками с огненным боем". Сам Вельяминов в бою не участвует!!! Это предусмотрительное решение, поскольку обстановка не ясна. Бой проходит успешно. 2700 человек полону освобождено, взяты пленные:
И послал я голов, белевца Андрея Страхова, а с ним белевцев детей боярских, да мецнянина Ерему Переверзева, а с ним белевцев, бобриковских казаков пятидесятника Савина Олтунина с огненым боем, да мецнянина Епифана Лыкова, а с ним мецнян детей боярских, и августа в 6 день, Божиею милостию и твоим государя... счастьем и великаго государя, святейшаго патриарха Филарета Никитича московскаго и всеа русии молитвою, татар побили и языки многие поимали и полону новосильскаго и мценскаго уезду отбили две тысячи семьсот человек; и я с бою голов велел отвест, что пришли татарове многие люди, и головы ко мне пришли, языки и полон привели.
Далее следует осторожное отступление к Мценску:
А татарове стали многие люди прибывать, и я отшел во Мценск отводом, ни одного ратных людей человека не утерял и мценян уездных людей не дал ни одного человека взять.
В Мценске Вельяминов пытает пленных. И только здесь узнает с кем сражался:
И пришед во Мценск, языков татар спрашивал: крымцы ль или ногайцы, и кто с вами, царь или царевичи и кто мурзы? и языки в роспросе сказали: царь де и царевичи в Крыму, а пришли де тут два мурзы, Салмаша Кантемиров брат, а другой Девлет-Казай мурза, а с ними де татаровя многие люди, а сколько де им мурзам воевать, того мы не ведаем; а стояли большою суволокою те татарове меж Невля и Мценска, по обе стороны Зуши реки.
Того же 6 августа за три часа до вечера ко Мценску подходит отряд из двух тысяч татар для разведки:
И того же числа, за три часа до вечера, пришло татар с суволоки и от мурз с две тысячи нарядным делом, об один конь, на прямой бой во Мценской уезд и стали в деревне Лыковой, чтобы им у меня языки поимать и роспрошать, какие люди с ними билися;
На следующий день. 7 августа Вельяминов отправляет отряд на сражение с ними и вновь одерживает победу о чем доносит государям:
Да я же, будучи на вашей государеве службе во Мценску, себе корысти не чинил, посулов и поминков не имал и вам, государем, с судных дел пошлинных денег шестьдесят семь рублей, четыре алтына четыре деньги, да которые подавали челобитья, а мирилися до суда, взяли судьи с двадцати с пяти человек по три алтына по две деньги, тех денег два рубля, шестнадцать алтын, четыре деньги, обоих шестьдесят девять рублей, двадцать один алтын, две деньги; а у которых у моей братьи преж сего бывали с татары с невеликими людьми бои, а иные сиживали от татар и от черкас по городом в осадех, а языки имывали в загонех, а в походех не бывали, и с татары и с черкасы на прямом бою не бивалися, и тем ваше государское жалованье даваны шубы, и кубки и четвертная и поместная придача, да к ним же посылано ваше государское жалованье с золотыми. Милосердый государь, царь и великий князь Михаил Федорович всеа русии и великий государь, святейший патриарх Филарет Никитич московский и всеа русии, пожалуйте меня за ту мою службу и за кровь своим царским жалованьем, как вам, государем, Бог известит».
Оформляется положительное решение:
Помета: «Государь пожаловал, велел выписать и по тому делу велел доложить себя, государя».
Прилагаются выписки из отписок о службе Вельяминова:
Розрядная выпись. С Москвы. Иван Матвеев сын Вельяминов, в прошлом, в140-м году был на государеве службе в прибылом полку во Мценске и выписана служба его из отписок.
Выписка о событиях 5-6 августа под Высоким с указанием числа пленных татар:
В прошлом, в 140-м, августа в 10 день писал к государю... изо Мценска воевода Иван Вельяминов: августа в 5 день прибежал к нему во Мценск из Новосиля вестовщик мценянин сын боярский Иван Попонов, а в роспросе ему сказал, что пришли под Новосиль татаровя многие люди и пошли по обе стороны Новосиля в новосильския и в мценския места.
И он, Иван, по тем вестям, собрався с ратными людьми, пошел в поход за татары в новосильския места, а наперед себя послал в поход голов с сотнями, и августа в 6 день головы с ратными людьми татар сошли под Высоким и, Божиею милостию и государевым счастьем и молитвами великаго государя, святейшаго патриарха Филарета Никитича московскаго и всеа русии, многих татар побили, и языки поимали и полону новосильскаго и мценскаго отбили 2,700 человек, а в языцех взято татар 28 человек, да привезли во Мценскъ татарских 8 голов, да на бою убито татар 30 человек; а к Москве языков татар прислано 6 человек, а достальные языки, 22 человека, в отписке и в язычной росписи именно не написаны, где татаровя 22 человека.
Выписка с уточнением судьбы пленных татар:
И в Розряде Иван Вельяминов про те языки допрашиван: во Мценску ли те достальные языки ныне, или к государю к Москве присланы, и в котором числе? И Иван Вельяминов в допросе сказал, что взято на бою и приведено к нему в Мценск языков татар 28 человек, и тех языков прислано к государю к Москве 6 человек, а достальные 22 человека во Мценску от ран померли. Да к той сказке Иван Вельяминов руку приложил: к сей своей сказке Иван Вельяминов руку приложил. А с того бою прислан к государю к Москве с сеунчем белевец Андрей Страхов и за ту службу и за сеунч дано ему государева жалованья 12 рублей, да тафта да сукно добрыя.
Выписка о бое 7 августа под деревней Лыковой, здесь она называется деревней на Поганце:
Да августа в 29 день писал к государю... Иван Вельяминов: августа в 7 день посылал он в поход за татары голову мценянина Максима Марьенка, а с ним ратных людей мценян детей боярских, и голова Максим Марьенок с ратными людьми сошли татар в Новосильском уезде в деревне на Поганце и с татары был бой, и на том бою татар многих побили и языков поимали, а взято в языцех татар 2 человека, и те языки во Мценске от ран померли.
Выписка о бое 11 октября на Остраганце, здесь он называется под Желябугами:
Да в нынешнем, в 141-м году, октября в 27 день писал к государю... из Мценска Иван Вельяминов: октября в 11 день по татарским вестям ходил он, Иван, в поход, а наперед себя посылал он голов в Новосильской уезд, и головы татар дошли в Новосильском уезде в деревне под Желябугами и, Божиею милостию и государевым счастьем, татар многих побили и полон отбили и он, Иван, с тою отпискою и с послужными списки прислал к государю к Москве голову Максима Марьенка. И Максиму Марьенку дано государева жалованья за службу и что он пришел с отпискою 5 рублей да сукно доброе.
Выписка о деньгах:
Да Иван же Вельяминов отдал в Розряде с судных дел пошлин 69 рублей, 21 алтын, 2 деньги.И государю... бьет челом Иван Вельяминов, чтоб государь его пожаловал за службу и за промысл своим государевым жалованьем поместною и денежною придачею, как государю Бог известит. А поместный ему оклад 1,000 четьи, денег из четьи 100 рублей.
Далее следует 8 примеров наград воеводам другим польских городов: Ливен, Саратова, Белгорода (трижды), Ельца, Курска, Воронежа:
1
Федор Бутурлин, Иван Рагозин. В прошлом, в 136-м, году были на государеве службе на Ливнах, и он, Федор, посылал по вестем в посылку товарища своего Ивана Рагозина, а с ним голов с государевыми ратными людьми. И Иван Рагозин с ратными людьми сошли татар на речке на Фошне, меж Ливен и Курска, и, милостию Божиею и государевым счастьем, татар побили и языки поимали и полон курской, и новосильской, и оскольской отбили, а языков на том бою взято 57 человек, а сколько полону отбито, и того в отписке не написано; и за ту службу к Федору Бутурлину да к Ивану Рагозину посылано с государевым жалованьем с золотыми, да Федору же Бутурлину дано государева жалованья у стола: кубок, шуба на соболях в 76 рублей, да поместныя придачи к старому окладу к 650 четьям 100 четей, денег к 55 рублем 20 рублей; товарищу его Ивану Рагозину дано государева жалованья: ковш серебрян в полторы гривенки, камка куфтер, сорок соболей в 30 рублей, да поместныя придачи к старому его окладу к 600 четьям 50 четей, денег из чети к 12 рублем 18 рублей.
2
Григорий Никитин сын Орлов был на государеве службе на Саратове и татар побил; и по памяти из Казанскаго дворца, за приписью дьяка Ивана Болотникова, за ту саратовскую службу дано Григорью Орлову государева жалованья у стола: кубок, шуба атлас золотной на соболех в 89 рублей, 28 алтын, да поместныя придачи к старому его окладу, к 700 четьям, 200 четей, денег к 40 рублем 40 рублей.
3
Исаак Погожий в 127 году и 128 году был на государеве службе в Белегороде воевода и государевым делом в посылке над татары промышлял, и за ту белогородскую службу придано Исааку государева жалованья к старому окладу к 180 рублем 20 рублей, а сколько было языков татар взято, и того выписать не из чего: язычные столпы тех годов в Московской пожар сгорели.
4
Обросим Лодыженской в 123-м и в 124-м году был на государеве службе в Беле же городе воевода и государевым делом промышлял: в посылке от него татар побили и языки поимали, а в языцех взято татар 6 человек; да как был на Волуйке для посольския розмены, и в посылке от него головы татаром стад отогнать не дали. И за ту службу Обросиму придано государева жалованья к старому его окладу, к 150 рублем, 30 рублей, а поместныя придачи не было, что ему поместной оклад 1,000 чети.
5
Иван Степанов сын Киселев в 134 году и во 135-м был на государеве службе на Ельце в товарищех с князем, с Федором Елецким, и государевым делом промышлял, в поход за татары ходил дважды и в дву походех татар побили, а в языцех взяли татар 4 человек и полон русской многой у татар отбили; и за ту службу придано ему государева жалованья к старому его окладу к 750 четьям 100 четей, денег к 29 рублем 11 рублей.
6
Гаврило Костантинов сын Юшков в 136-м году был на государеве службе в Курску воевода и в дву посылках татар побили и коши татарские, и седла, и саадаки и котлы совсем взяли и языки поимали и полон отбили, а в языцех взято татар 3 человека и один из них, по роспросу на Москве, был табунный голова и промышленник, да полону в дву посылках отбито 43 человека; и за те две службы Гаврилу придано государева жалованья к старому его окладу к 750 четьям 200 четей, денег из чети к 22 рублем 28 рублей.
7.Князь Михаил, княж Григорьев сын, Козловской в 135-м и во 136-м году был на государеве службе вБелегороде воевода и в трех посылках из Белагорода татар побили и языки поимали и полон отбили, а в языцех взято татар 10 человек; и за те службы князю Михаилу Козловскому велено государева жалованья поместной оклад учинить и с старым 1,000 четей, денег 90 рублей, а старый ему был поместной оклад 850 четой, денег 56 рублей.
8Князь Степан, княжь Иванов сын, Гагин, да Степан, Федоров сын, Стрешнев во 134-м, и во 135-м и во 136-м году были на государеве службе на Воронеже воеводы и в трех посылках с Воронежа татар побили, и языки поимали и полон отбили, а в языцех взято татар 10 человек; и за те службы князю Степану Гагину придано государева жалованья к старому его окладу, к 500 четьям, 200 четей, денег и с старыми велено учинить 70 рублей, а старый ему денежный оклад был 35 рублей.Степану Стрешневу к старому его окладу, к 650 четьям, 150 четей, денег и с старыми велено учинити 50 рублей, а старый денежный оклад Степану был 19 рублей.Помета: «141 года апреля в 15 день. Государь пожаловал за службу и за татарские побои и за языков, велел ему прибавить к прежнему его денежному жалованью тридцать пять рублей».
Наконец награда находит своего героя:
Память дана в Устюжскую четь такова:
Лета 7141-го апреля в—день. По государеву... указу, память дьяку Пантелею Чирикову. Государь... пожаловал Ивана Матвеева сына Вельяминова за мценскую службу и за промысл, как он был воеводою, и за татарские бои и за промысл 140-го и нынешняго 141-го году, велел ему придати своего государева жалованья денежнаго к старому его окладу тридцать пять рублей. И по государеву... указу, дьяку Пантелею Чирикову государева жалованья денежную придачу Ивану Вельяминову к старому его окладу велети в четвертных книгах справити.
(Москов. ст. столб. № 112, лл. 148—162).
№ 368-й. Отписка Мценского воеводы о бое с татарами; государевы грамоты в разные города с уведомлением о приходе татар в Русь.
Расспросные речи татар — языков.Мценский воевода Иван Вельяминов в отписке, полученной в Розряде 10 августа, доносил: «августа в 5 день писали ко мне во Мценеск с Ливен воеводы Дмитрий Колтовской, Алексей Самарин, августа де в 4 день прошли татарове в Русь многие люди, мимо Ливен, в Кирпичный брод, и сами де вестовщики видели татар, как они лезли через Сосну в Кирпичный брод многие люди; и того же числа прибежал ко мне из Новосильскаго уезда новосилец, сын боярский, Иван Папонов, от города от Новосиля верст с пять, а сказал мне, что пришли де под город под Новосиль татарове многие люди и пошли де по обе стороны Новосиля в мценския и в новосильския места.
И я послал по тем вестям подъезд, Белевцов детей боярских, Богдана Кисленскаго с товарищи, четырех человек по Тульской дороге на Муравской шлях, а Болхович детей боярских, Петра Шамордина с товарищи, четырех человек послал в Новосиль и велел им, розведав подлинных вестей, сакмы розъездить, в которыя места татарове пошли.
А я, прося у Бога милости, собрався с ратными людьми, пошел в поход в новосильския места, а перед собою послал голов с сотнями, Новосильцев Ермолая Анненкова да Петра Глотова, а с ними Новосильцов и Чернян детей боярских. И учинилась мне от голов весть, что татарове стоят суволою с кошем в Новосильском уезде в деревне под Высокой; а я с ратными людьми стал в великой крепости и, укрепя людей, послал к головам подъезд, чтоб они с татары бились, а на Божью помощь и на твоих государевых людей были надежны, что я иду сам за ними.
И послал я голов: Белевца Андрея Страхова, а с ним Белевцов [370] детей боярских, да Мецнянина Ерему Переверзева, а с ним Белевских Бобриковских казаков, пятидесятника Савина Олтунина, с ним казаков с огненным боем, да Мецнянина Епифана Лыкова, а с ним Мецнян детей боярских. И августа в 6 день, Божиею милостию и твоим государя... счастьем и великаго государя... патриарха... прошеньем к Богу, многих татар побили и языки многие поимали, и полона Новосильскаго и Мценскаго уезда отбили две тысячи семьсот человек.
И я с бою велел голов отвесть, для того что пришли татарове многие люди, и головы ко мне пришли, языков и полон привели; а татарове стали многие люди прибывать, и я отшел во Мценеск отводом, ни одного человека не уронил, и, пришед во Мценеск, языков — татар роспрашивал: кто вы, крымцы ль? нагайцы ль? и кто с вами царь ли? царевич? и кто мурз?
И языки в роспросе сказали: царь и царевич в Крыму, а пришли де тут два мурзы: Салмаша, Кантемиров брат, другой—Девлет-Казый мурза, а с ними де татар языки многие сказали: пятнадцать тысяч, а Шебай, татарин, сказал: двенадцать тысяч, а сколько де им, мурзам, воевать, и мы де того не ведаем. А стоят те татарове меж Новосиля и Мценска, по обе стороны Зуши реки.
А пишу к тебе, государю, вскоре в одной отписке, потому что татарове оба пол Мценска, проехать и провезти языков не уметь, а бой безпрестанно у города и воюют многия места. А языков взяли двадцать восмь человек живых, да восмь голов татарских привезли, да побитых на смерть тридцать человек; а как пришли к головам татарове многие люди, и я из тех языков выбрал лучших семь человек татар, а тех велел побить, потому что многие переранены на смерть. И я с тою службою послал к тебе, государю, с сеунчем голову Андрея Страхова».Распросныя речи сеунщика. «А на Москве Мценский сеунщик, Белевец сын боярский, Андрей Страхов в роспросе сказал: августа в 5 день, в неделю, прибежали во Мценеск вестовщики из Новосиля, Мецняне дети боярские, и сказывали воеводе Ивану Вельяминову, что пришли от Ливен татарове в новосильския места по обе стороны реки Зуши и учали воевать и полон имати. И по тем вестям того же дня, в неделю на вечер, Иван Вельяминов вышел за город со всеми людьми и стал, утаясь, от города в пяти верстах, в Иванове деревне Рагозина, да послал от себя подъезд Белевцов детей боярских по Чернской дороге на Муравской шлях, а Болхович— по Новосильской дороге по реке по Зуше; и как де те подъещики, Болховичи дети боярские, будут на реке на Черни, и татарове за теми подъещики учали гонять, и те подъещики от татар отошли здорово. И того же часу Иван Вельяминов послал в новосильския места голов с сотнями, с Белевцы—его, Андрея, а с Мецняны, и с Болховичи и с Белевскими казаки иных голов, а сам остался в Иванове деревне Рагозина. И сошли они татар на Преображеньев день, в понедельник, августа в 6 день в третьем часу дня в Новосильском уезде за деревнею за Высокою на поле и с татары был бой; и, Божиею милостию и государевым счастьем, татар побили и языков поимали, а взяли живых двадцать восемь человек, да полону отбили Мценскаго и Новосильскаго две тысячи семьсот человек и привели во Мценеск. А по смете тех татар было с тысячу человек, и с того боя татарове пошли к Новосилю, по обе стороны реки Зуши, и к Ливнам, а они, головы, с того боя и с полоном отошли здорово. Да в понедельник же на вечер приходили татарове от Черни, от Мценска за 5 верст, на речку на Чернь и с теми татары Мценским людем бой был же, а живых никого не взяли, и, бився, татарове пошли к Черни, а Мценские ратные люди пришли во Мценеск; а что у тех татар полон был ли, того он не ведает. И августа в 7 день, во вторник, Иван Вельяминов послал его с сеунчем к государю к Москве, а с языки хотел послать, как татарския вести поминуются. А Мецняне, которым указано быть в Калуге, в те поры были во Мценску, а в поход с ними не ходили, что готовились в Калугу, да и ныне во Мценску;, а в посылке с головами были Мецняне с меньших статей из розных городов, которым указано быть с Иваном Вельяминовым».Помета на отписке: «140 г. августа в 10 день. Государь и святейший государь патриарх, сей отписки слушав, указали: отписать к воеводе с похвалою и ратным людем; а которые языки, и ему прислать тотчас, не мешкав, будет мочно провести. А по нашему указу посланы к вам... многие люди, и вы б, прося у Бога милости, и впредь нашим делом промышляли, сколько вам милосердый Бог помочи подаст».Государева грамота в Мценске воеводе Ивану Матвеевичу Вельяминову с похвалою за службу [371] послана 11 августа 1632 года. А воеводам иных городов посланы государевы грамоты таковы:От царя и великаго князя Михаила Федоровича всеа русии на Дедилов воеводе нашему Максиму Петровичу Крюкову. Августа в 10 день писал к нам из Мценска воевода Иван Вельяминов, что августа же в 6 день приходили татарове для войны во мценския да в новосильския места многими людьми и он, Иван, посылал против тех татар голов с сотнями, и головам и нашим ратным людем с теми татары был бой и, Божиею милостию и нашим царским счастьем, на бою татар побили, и языки поимали и полон у татар многой отбили; а в роспросе языки татарове говорили, что пришли в Русь крымские татарове, а мурзы у них Салмаш, Кантемиров брат, да Девлет-Казый мурза, и, воевав де татаром мценския и новосильския места, идти в дедиловския и в тульския места войною. И как к тебе ся наша грамота придет, и ты бы жил с великим береженьем, неоплошно, на вести по городом, и станицы и подъезды по дорогам посылал частые и вестей про татар велел проведывать всякими обычаи накрепко; да будет почаешь татарскаго прихода больших людей на дедиловския или в тульския места, и ты бы тотчас, смотря по вестям, из уезда уездных всяких людей велел выслати в город с женами и с детьми и со всеми животы, чтобы их татарове в уезде не повоевали и в полон не поимали. Да где татарове в войне объявятся, и ты бы, сослався с воеводы нашими на Тулу и на Крапивну, и над теми татарами, прося у Бога милости, нашим делом промышляли с великим раденьем, сколько милосердый Бог помочи подаст, чтоб над татары поиск учинити, и воевать не дати и языков добыти, а себя и людей уберечь. Да что у тебя про татар каких вестей, или что ваш над татары промысл будет, и ты бы о том к нам отписал».Таковы же грамоты посланы: на Тулу, на Крапивну, в Одоев, на Чернь, во Мценск, в Белев, в Болхов, в Карачев, в Кромы, в Курск, на Ливны, в Новосиль, на Елец, на Воронеж, на Епифань, на Веневу, в Донков, в Ряжск, в Пронск, Михаилов, Переславль-Рязанский, в Шацк.Распросныя речи татар, присланных в Москву из Мценска. А на Москве языки татары роспрашиваны порознь. Язык — татарин Темрик Выбердеев в роспросе сказался крымский черный татарин. Сей де весны говорили в Крыму про Шен-Гирея, что он пришел из Кизылбаш и живет в Казыеве улусе у князя Касая, и царю де идти в Казыев улус на Шен-Гирея через черкасы, а мурзам де идти впрямь в Казыев улус, а которым мурзам идти, того было неведомо. И тому де ныне месяца с пол-два учал калга государевых послов грабить и лошади отнимать, и царь де с калгою побранился, что он с государем живет в совете и в дружбе, а он государевых послов грабит, и за то калгу убили, а братья его меньшая розбежались, а побежали де в Царьгород; и как в Крыму учинилась смута, и после того, тому ныне месяц, пошли из Крыма мурзы: Салмаша-мурза, княжь Сулешев сын, да Маметца мурза, княжь Алеев сын, Мансуровы, а Кантемиру де мурзе те мурзы племянники, и сказали де татаром, что они пошли на Шен-Гирея в Казыев улус, а сбор де у них будет на Молочных водах. И собралось их всех татар на Молочных водах тысяч с десять, или будет с двенадцать, и с Молочных вод пошли на Русь войною, а ведает ли царь про тех мурз, что пошли на Русь, того не ведает; и шли в Русь, не займуя городов, и как, перелезши Быструю Сосну и ночевав, они пошли в розгон по розным местам, а мурзы де в те поры остались у Сосны, а пошли после их, и воевали они новосильския и мценския места по сю сторону реки Зуши, а было де их в той войне человек с четыреста; и как их государевы люди побили, и который де у них полон был, и тот отбили, а иной де полон татарове увели. А были де с мурзами все крымские люди, а Азовцов и Казыева улуса с мурзами никого татар не бывало; а где ныне мурзы, и в которых местех, и много ль их войны будет и отворотные де люди от них в войну будут ли, того не ведает.А вестей сказал, что сего лета ходил Кантемир-мурза с братьею, и с детьми и с племянники в Литву воевати двожды, а с ним были его и крымские люди; а сколько с ними людей в войне были и которые литовские города воевали, того не ведает, а пришел де Кантемир из Литвы, как они пошли на Русь. А про государевых послов сказал, что они в Крыму живы, а вскоре ль им отпуск будет, и как царь на розмену пошлет, и ныне де с Литвою у крымскаго царя ссылка о чем [372] есть ли, или из Литвы в Крым присылка о чем была ль, того ничего не ведает. А ныне де царь в Крыму в Бакчисарае, а калгою де ныне в Крыму Мамет-Гирей, Саламат-Гиреев сын, а нарадын нынешняго царя Джанби-Гиреев сын Мубарек-Гирей, царевич.Языки же, крымские же татарове: Шибанко Байчурин, Курманалейко Бакаев, Тогузак Теребердеев, Маагмет Байчурин, Асан Девлет-Казыев в роспросе говорили против Темрика Выбердеева роспросныхъ речей: пошли они из Крыму, что сказали им: царь и мурзы идут в Казыев улус на Шен-Гирея, и они, покиня жнитву, пошли с мурзами и как узнали, что мурзы на Русь пошли, и многие де татарове поворотились назад, и войны де большия от них не будет пойдут вскоре назад в Крым, что лошади под ними худы; а Нагайских татар и Азовцов с ними в войне не были, одни были крымские татарове. И из них Шибанко Байчурин вестей сказал, что сей зимы ходил в войну в Литву царевич Мубарек-Гирей, что ныне нарадыном, а он, Шибанко, был же с ним, и в Литве де взяли городок, а как именем — того не ведает, и взяли в том городке всяких людей с двести человек, а у Литвы де в те поры был сбор у Белой церкви, только приходу на литовских людей не было, а литовские люди на них не приходили. Да тому года с три в походе взят в Литву крымской татарин и, тому месяца с два, приехал из Литвы в Крым литвин и того татарина с собою привез, а с чем тот литвин приехал, того не ведает. И больше того от крымских татар войны в Руси не будет, пошли назад в Крым. Да Шибанко же говорил: слышал он в розговоре от приезжих людей, которые из Царягорода приезжают в Крым, что в Царегороде яныченя убили визирей трех человек, что им жалованья не дают, да и на царя де приходили шумом, а для чего на царя приходили, того не слыхали; и ныне во Царегороде по прежнему утишилось и старый царь жив.А больше того иных никаких вестей, сказали, не ведают.И августа в 12 день государь, царь и великий князь Михаил Федорович всеа русии, сех татарских роспросных речей слушав, указал: татар у пытки роспросить, а к пытке указал государь ехать боярину, князю Борису Михайловичу Лыкову, да окольничему, князю Григорью Константиновичу Волконскому, да дьяку Михаилу Данилову.И августа в 13 день боярин, князь Борис Михайлович Лыков, да окольничий, князь Григорий Константинович Волконский, да дьяк Михаил Данилов к пытке ездили и у пытки татар роспрашивали и пытать велели накрепко: как мурзы, Салмаш да Маметца Мансуровы, пошли из Крыма в войну на Русь и про поход их царь ведает ли, или они пошли на Русь по цареву веленью и для чего через мирное постановленье, или про поход их на Русь царь не ведал, и будет не ведал — ворочать их посылал ли, и где ныне государевы посланники, которые посланы в Крым, и розмена будет ли, и из Литвы у крымскаго царя послы были ль, и будет были—сколь давно и о чем были, и как они на Молочных водах собрався пошли в войну на Русь — и одною ль дорогою шли, и много ль мурзам в войне на Руси быть, и иных крымских прибыльных людей на Русь в войну и от тех мурз отворотных людей не чаять ли?И язык — татарин Темрик в роспросе у пытки и пытан накрепко говорил прежния свои речи, что и в роспросе сказывал; да сверх прежних своих речей прибавил: как де мурзы в Крыму в войну татар сбирали, и они де говорили, что одной половине крымским татаром идти в Белгород к Кантемир-мурзе, а из Белгорода с Кантемир-мурзою идти в войну в Литву, и по их походе на Русь из Белагорода крымские люди в войну в Литву не пошли, а другая де половина крымских татар пошли из Крыма с Салмаш да с Маметцею мурзами, а говорили мурзы, что им идти в войну в Нагай в Казыев улус на Шен-Гирея, и как де на Молочных водах татарове собрались, и мурзы де пошли в войну на Русь, а по цареву ль веленью—того не ведает. А в Перекоп де к мурзам присылал царь Капычея, чтоб они воротились назад, и мурзы де отказали, что они в войну идут в Казыев улус; и с Молочных де вод мурзы шли на Русь одною дорогою, Муравским шляхом, не займуя городов и, не доходя Ливен, перелезли Сосну и с Сосны пошло их наперед в войну четыреста человек и воевали мценския и новосильския места, а мурзы де после их похода остались на Сосне. А много ль мурзам на Руси в войне быть, и которыя места воевать и прибыльные люди из Крыма за ними будут ли, того не ведает. А как де татарове шли в войну на Русь, и многие де промеж себя говорили, чтоб им в Руси быть в войне недолго и, [373] добывся полону, хотели идти назад вскоре, потому что крымской де царь с государем в миру и чает де он того, что мурзы пошли назад.Про государевых посланников, которые в Крыму, слышал он: как де их калга переграбил, и царь де посланников с Яшлова велел перевести в жидовской городок и были в жидовском городке до тех мест, покаместа убили калгу, а как де калгу убили, и царь де посланников из жидовскаго городка велел выпустить и ныне де послы живут в Яшлове по прежнему.Гонцы, которые с Москвы посланы в Крым, приехали в Крым перед их походом на Русь за день. А розмена будет ли и скоро ль будет, того не ведает. Литовские послы в Крыму были ль и о чем были, того не ведает.Язык же, татарин Шибанко, у пытки и пытан накрепко говорил прежния же свои речи, что и в роспросе сказывал; да сверх прежних речей прибавил: тому де месяца с два, приехал в Казлев рекою Днестром в судне из Литвы литвин, да с ним крымский татарин, который был взят в полон тому года с три, а привез де тот литвин к крымскому царю грамоты, а говорят де, что тот литвин прислан из Литвы к царю о мире, а они де, после того литвина приезда в Крым, пошли на Русь в войну месяц спустя, а большие литовские послы в Крым будут ли, про то не ведает.Языки же, крымские татарове, Курманалейко Бакаев, Тогузак Теребердеев, Маагмет Байчурин, Асан Девлет-Казыев в роспросе и пытаны говорили против Темриковых и Шибанковых роспросных речей.А про иныя никакия вести, сказали, ничего не знают».Помета: «Государю чтено».
(Москов. ст. столб. № 75, лл. 394—306 и 337—349).