Найти тему

Искры сыпались с булыжной мостовой

Нравы дореволюционных извозчиков образцового провинциального города

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!

С разрешения участника нашей редакции, историка и культуролога Андрея Васильченко будем приводить отрывки из его ещё неопубликованной книги «Кушать подано или досуг по-ярославски. Увлекательное бытописание дореволюционного города». Кстати Рукопись уже назвали «реинкарнцией» Гиляровского.

До революции извозчик был неизменной часть ярославского пейзажа. Древний город был просто не мыслим без того, чтобы не его улица не мелькали пролетки, коляски и экипажи. В начале ХХ века в Ярославле работало чуть более пятисот извозчиков. Базировались они на нескольких «биржах», то есть в специальных местах, обычно расположенных близ крупных городских площадей: Театральной, Ильинской и т.д.

Дружественный нам канал про мрачное кино

Между собой извозчики делились на три класса. Принадлежность к категории определялась специальным ярлыком. Обладатели красного ярлыка были извозчиками класса «люкс» - лихачи, на роскошных повозках. Обладателей белого ярлыка можно условно отнести к «бизнесу классу» – сытые лошади, исправные пролетки. Синий ярлык полагался тем, кого можно было бы отнести к «эконом-классу», простенькие, много раз чинившиеся экипажи, не самые быстрые лошади, а в итоге не слишком быстрое передвижение по городу.

-2

В соответствии с ярлыком определялась и цена за проезд. Это в фильмах нам показывают ситуации, когда извозчиками платят, как вздумается. В дореволюционном Ярославле все было строго регламентировано. Были определены самые популярные маршруты по городу, на которые была установлена «вилка» (самая высокая цена - для «белых», самая низкая – для «синих»). Обычно разрывы между категориями составлял 5 копеек, то есть колебание не превышало 10-15 копеек.

-3

Так сколько же стоило прокатиться по Ярославлю на извозчике? Если вы арендовали пролетку, то она обходилась от 35 до 50 копеек за час. Если же вам нужна была разовая поездка по центру города, то это стоило от 15 до 20 копеек. Транспортировка до железнодорожного (московского) вокзала - от 30 до 40 копеек. Самой дорогой была поездка в заволжскую часть города – не менее 60 копеек, хотя в эту стоимость входила плата за переправу на пароме.

Требовать в дневное время с пассажира хоть копейку больше сверх установленной таксы извозчику категорически запрещалось. Во избежание действовавших еще в XIX века уловок возбранялось просить «на чай», «на водку» и т.д. Конечно, уследить за всем было не возможно, и жалобы на извозчиков поступали регулярно. Во время ночного извоза, то есть с 2 часов ночи до 6 часов утра, с согласия пассажира можно было попросить оплату в «два счетчика», но никак не выше. Опять же на это должно было быть согласие пассажира.

-4

Аналогичным образом оплата в Ярославле производилась на Рождество, Новый год и Пасху. Кроме этого, если извозчик не был в состоянии продемонстрировать выданные ему печатные правила извоза, то он рисковал остаться и вовсе без оплаты предоставленной услуги, на что пассажирам городская власть дала специальное распоряжение. Чтобы избежать разночтений и споров городская управа выдавала извозчикам специальные жестяные таблички, на которые были нанесены расценки на катание по городу. Табличку обязывали прибить к козлам экипажа, так что пассажир в любой момент мог уточнить, правильно ли его рассчитали за проезд.

-5

Право быть извозчиком надо было заслужить. Для этого было явно недостаточно иметь повозку и лошадь. Надо было получить не только цветной ярлык, но специальный номер, которого (кстати) запросто могли решить. Раз в год специальная комиссия, состоящая из членов городской управы и полиции, проводила смотр извозчиков. По постановлению городской Думы Ярославля лошади и экипажи должны были быть освидетельствованы.

-6

Экипажи должны были быть в «прочном состоянии», а лошади не должны были быть «больными и изнуренными». Если комиссию что-то не устраивало, то «савраску» надлежало откормить, а «тарантас» - отремонтировать. Поскольку Ярославль не испытывал недостатка в тех, кто желал стать извозчиком, то осмотр проводился очень строго. Некоторые пытались прибегнуть к хитрости, но обычно это выходило боком самим же извозчикам.

В июле 1902 года одна из местных газет опубликовала заметку следующего содержания: «Один из ярославских легковых извозчиков, Крестьянин Натаров, с целью избегнуть полицейского осмотра принадлежащей ему пролетки, угрожавшей рассыпаться, сорвал номер с уже освидетельствованной новой пролетки своего родственника и вторично представил ее для осмотра, чтобы получить, таким образом, номер на право езды на своей старой пролетке. Однако хитрость Натарова была обнаружена и его за мошенничество привлекли к уголовной ответственности. Вчера Натаров был приговорен к тюремному заключению на 15 дней».

-7

Однако, несмотря на все старания городских властей, внешний вид большей части . Например, транспортных средств все-таки оставлял желать лучшего. Очевидец вспоминал: «Ночной выезд наших легковых извозчиков с искалеченными экипажами давно уже пора сдать в какой-нибудь музей древностей. На таких экипажах, грозящих ежеминутно рассыпаться, в пору разве что разъезжать лицам, помышляющим о самоубийстве». Даже у нормальных пролеток были свои проблемы. Например, большая часть их была покрыта кожаными чехлами, которые кучера смазывали салом. В результате в дождь можно было испачкаться, а в сильную жару повозки были источником не самого приятного запаха.

В будущем мы в качестве «эксклюзива» будем публиковать отрывки из рукописи историка Андрея Васильченко, которую критика уже назвала новыми «Москвой и москвичами» (только про провинцию). А потому не забывайте читать наши новые публикации! А еще лучше подписывайтесь на наш канал!