Найти в Дзене
Философия отдыха

Бали. Праздник навсегда

Текст: Алекс Миловский

Девять из десяти иностранных туристов, принимаемых Индонезией, едут именно на Бали, причем, как правило, минуя Джакарту, — прямыми рейсами из Сингапура, Японии, Австралии, Америки и Европы. Об остальной части страны они имеют смутное представление, хотя в Индонезии многое достойно внимания. В путеводителях вы прочтете, что первую строку в мировой туристической табели о рангах индонезийский остров Бали занял в семидесятые годы уходящего века, когда его открыли европейские любители восточной экзотики. На самом деле, европейцы открыли для себя этот остров гораздо раньше.

Капитан Корнелиус Хоутман причалил к его берегам уже в 1597 году, и голландские моряки в полной мере испытали на себе чары Бали. Что их пленило больше всего – фантастические балийские закаты, богатство острова, зажигательные танцы и яркие обряды жителей или обаятельные грациозные балийки, с невинным простодушием ходившие топлес, — только когда настало время поднимать паруса, чтобы отплыть на родину, половина команды предпочла остаться на берегу. И с тех пор вот уже четыре столетия ореол райского уголка притягивает сюда моряков, торговцев, миссионеров, завоевателей, а теперь и туристов со всего света.

Если попытаться разгадать феномен необычайной популярности этого в самом деле райского уголка Земли с его особым миром, особой природой, историей и культурой, то окажется, что строили этой рай …мрачные титаны подземелий. Ученые вычислили, что Австралия миллионы лет дрейфует в северном направлении со скоростью примерно три сантиметра в год. При этом ее материковая платформа своим северным краем, как носорог рогом, все дальше и глубже поддевает скальное основание южной части Азии, вызывая возмущения земной коры и, как следствие, извержения, образование вулканических островов, в том числе и Бали. В его восточной части на три с лишним километра возвышается священный вулкан Гунунг Агунг – жилище предков и богов, время от времени грозно напоминающий о происхождении этой туристической жемчужины в ожерелье тысяч островов Юго-Восточной Азии. Вулканический пепел к тому же – идеальное удобрение для тропической растительности, что позволяет островитянам, благодаря высочайшей культуре террасного земледелия, собирать два урожая отборного риса в год. А сами террасы являют собой один из красивейших рукотворных ландшафтов планеты и стоят включения их в ваш маршрут.

Этот дар природы и дал возможность жителям Бали значительную часть времени посвящать душе, возвышенному и прекрасному: строить изысканные храмы, устраивать в них пышные праздники, украшать остров каменными изваяниями своих многочисленных богов.

-2

Дорога к храму

Крохотная точка в протянувшемся на пять тысяч километров архипелаге Индонезии — огромной дугой, соединившей Индийский океан с Тихим,  Бали с его двумя с половиной миллионами жителей и в религиозном смысле – маленький островок причудливой смеси индуизма и буддизма, занесенных в эти края древними мореходами из Индии и Китая, и местных верований в самой большой в мире (180 миллионов человек) мусульманской стране. Этот поразительный музейный реликт благополучно цветет и развивается, словно, не замечая вокруг ни мощнейшего многовекового арабского влияния, ни трех столетий голландского владычества, ни англичан, ни японцев во время Второй мировой войны, ни нынешнего нашествия туристов.

Балиец относится к своим богам совершенно по-иному чем индус. Для него великий Шива, например, — властелин высящегося над островом вулкана Гунунг-Агун, на котором тот и живет, спускаясь время от времени, чтобы принять участие в праздничных церемониях. А богиня риса Деви Сри, молельни которой стоят прямо на рисовых полях, им гораздо ближе и понятнее, чем Брахма и Вишну. Высший принцип балийского духовного закона адата: «крестьянин возделывает землю, она – собственность богов». Поэтому множество богов, духов и демонов здесь каждодневно активно присутствуют и участвуют в повседневной жизни балийца, в каждом селе тут три храма — пура, а зажиточная семья имеет еще и свой собственный, домашний, храм. Ведь каждому богу нужно приносить жертвы, каждого угостить лакомством. Не зря Бали называют «островом десяти тысяч храмов».

-3

Шествия с подношениями подарков богам в храмы чрезвычайно зрелищны. Разряженные женщины и девушки грациозно несут на головах красивые пирамиды до двух метров высотой, искусно сплетенные из цветов и цветных рисовых шариков. Священнослужитель окропляет их святой водой, а после церемонии женщины, получив благословение, забирают освященные подарки домой.

Мне тоже посчастливилось увидеть такое шествие в одной из деревень, и я последовал за живописной процессией по лесной тропинке, которая вывела к воротам храма. Пришлось купить мужскую национальную одежду саронг – большой лоскут орнаментированной ткани, обернуть ее вокруг пояса наподобие длинной юбки, подвязать щегольской парчовый пояс, и в таком виде меня пустили в храм, где я снимал затем на протяжении трех часов экзотический праздник. А вечером прямо против отеля я застал на широком песчаном пляже еще более впечатляющий и многолюдный праздник – сотни людей пришли с щедрыми дарами богу океана на церемонию очищения. Следуя за взорами молящихся, скрестивших ладони над головами, я вдруг обнаружил на закатном небе необычной формы темное облако, мистически материализовавшееся откуда-то из вод.

-4

Эти встречи с балийской экзотикой совсем не обязательно должны быть случайными. Можно попросить у гида подробный календарь наиболее интересных событий и праздников и заказать экскурсию на любое из них – на торжества в Ночь Шивы, например, или на омовение в святом источнике храма Тирта Эмпул в праздник Кунинган, на массовую церемонию-транс в храм Петилан. Религиозная жизнь балийца включает в себя театрализованные представления по мотивам индийского эпоса «Рамаяны» или «Махабхараты». Самое яркое из них – знаменитую древнюю драму «Баронг» с ее извечной борьбой доброго и злого начал, олицетворяемых соответственно огромной львиной маской Баронга и злым демоном Рангдой – зловещей фигурой в белом оперении, я смотрел в храме Батубулан, а обнаженных по пояс танцоров, синхронными теловращениями и змеиным скольжением рук, исполняющих завораживающий танец-транс кечак, с восхищением лицезрел на площади торгового центра в Нуса Дуа – обособленном мире люкс-отелей.

Возможно, именно столь насыщенная и в то же время красивая религиозная жизнь, а может быть, два урожая отборного риса в год, которые дает благодаря плодородному вулканическому пеплу земля острова, выработали у балийца особый национальный характер – это выглядящие абсолютно счастливыми, безмятежные, улыбчивые и чрезвычайно доброжелательные люди. Неудивительно, что чудо-остров, сохранивший свою поразительную культуру и имеющий к тому же прекрасный климат и великолепные пляжи, притягивает туристов со всего мира. Здешние дворцы-отели с отличным сервисом видели в своих стенах Сильвестра Сталлоне, Стивена Сигала и Жан-Клод Ван Дамма, Тину Тернер и Мика Джаггера. А вот Арнольд Шварценеггер так «запал» на Бали, что купил себе здесь виллу.

-5

А тем, кто всерьез увлечется балийской культурой и архитектурой, рекомендую непременно съездить на экскурсии хотя бы к самым главным и интересных храмам острова: Пура Бесаких у подножия вулкана Гунунг Агунг, к изящному и стройному храму-пагоде Улун-Дан на горном озере Братан и храму Танах Лот, стоящему на омываемой морем черной вулканической скале, в гротах которых живут его стражи – священные змеи. Уважьте балийских богов букетиком цветов, и они будут так же доброжелательны к вам, как к жителям острова, который называют «Последним раем на Земле».

Через несколько дней жизни на Бали все яснее начинаешь ощущать его изюминку: на острове идет своя жизнь, поразительно красивая и изысканная, но обращенная к туристу внешней стороной, а ее внутренняя пружина и тайна остаются интригующе нераскрытыми, а оттого влекущими сюда вновь и вновь. И чувствуешь, что неумолимое движение материков, и возникновение этого волшебного острова из магмы и пепла, и колдовство змеящихся рук, и огненная аура танцующей принцессы – все это единая цепочка, соединяющая миг и вечность Космоса, его первородную силу и гармонию. И потому Бали для побывавшего тут – праздник навсегда.

-6

География.  Остров расположен близ экватора, у его берегов проходит граница, разделяющая растительный и животный мир Азии и Австралии. Площадь – 5600 кв.км. – поменьше Кипра, зато как два Люксембурга. Цепь вулканов с высшей точкой вулканом Гунунг Агунг (3142м). 

Климат.  Тропический, температура круглый год 26-30 градусов, воды — около того. С апреля по октябрь – сухой сезон, с ноября по март – влажный. Высокий сезон для туризма и, соответственно, гостиничных расценок, — июль-август.  Солнечно, впрочем, круглый год и россияне любят встречать на Бали Новый Год.

Население.  2.700.000 человек, что весьма плотно для гористого острова с пустынной территорией на западе и отсутствием значительных городов. Практически поголовно – индонезийцы, огромное большинство – этнические балийцы.

Советы туристу.  Если вы интересуетесь культовой архитектурой, то следует иметь в виду, что для посещения храмов необходима национальная одежда саронг, которую обычно можно взять напрокат у входа.

Бали
335,9 тыс интересуются