Jefferson Airplane – одна из самых значимых американских групп «психоделического» периода, то есть где-то с середины 60-х до середины 70-х. При этом они никогда не были «русской народной» группой: по крайней мере, я очень хорошо помню, как мне попала в руки их пластинка After Bathing AtBaxter’s в конце 60-х и как на неё реагировал народ – практически как на «мочалку».
Хотя, конечно же, кто-то из вас может возразить – «это ещё не показатель, просто именно этот альбом был не очень, другие получше». Охотно принимаю эти соображения! Но, всё равно, масштабы популярности Jefferson Airplane никогда и близко не достигали звёздного ореола таких «хитрых» групп как Cream, Jethro Tull или King Crimson. Я уже не говорю о Uriah Heep, Deep Purple и Led Zeppelin, за новые диски которых люди готовы были платить по двойному счётчику.
Причины такого расклада, в общем-то, всегда были понятны. Для начала: все перечисленные «гиганты советской магнитозаписи» – группы АНГЛИЙСКИЕ. Так что американская рок-музыка – конечно, за исключением The Doors и ещё пары групп, - всегда была подальше от наших народных вкусов. Может быть, причина была в том, что мы, простые советские меломаны, никак не могли оценить концертную магию группы Jefferson Airplane и, в первую очередь, певицы Грейс Слик (Grace Slick)? Правда, и британцев-то всех мы смогли увидеть на VHS кассетах только к концу 70-х, да и то с большим трудом. Значит, ответ простой – музыка и звучание английских групп были ближе по духу.
Но вернёмся Jefferson Airplane. 3 июня 1967 года они выступили в Dick Clark Show и это было большим событием: американский телезритель тех лет тоже был не очень-то избалован появлением на телеэкране «продвинутых» групп. А тут явно психоделические и стильные Jefferson Airplane, да и ещё на пике своей популярности… Это было смелым решением для руководства весьма консервативного шоу.
Всё, что происходило на экране, было под пристальным вниманием не только восторженной молодёжи, но и весьма консервативно настроенной взрослой общественности. Так что, можно сказать, такое смелое решение ведущего – да ещё и с рассказом о «новом звуке из Сан-Франциско», - было поистине революционным. В результате самая широкая американская аудитория смогла воочию убедиться, что “summer of love” («лето любви») уже наступило.
Уж коль мы упомянули 1967 год, то надо сказать пару слов про обозначенную выше группу, которая была настроена весьма серьёзно. Конечно же, это были The Doors. Именно они были готовы дать отпор «британскому вторжению» - полному доминированию со стороны «островных рокеров», - начавшемуся с «Битлз» и продолжившемуся вместе десятками других групп. Jefferson Airplane со своей красивой и необычной солисткой тоже были мощным оружием, готовым к ответному удару.
Конечно, с другой стороны, вся эта битва между американскими и английскими группами была дурацкой придумкой американской прессы – ведь надо же было о чём-то писать. Но надо быть честным: лёгкий ажиотаж вокруг этого противостояния прессе удалось произвести.
Ведущий Дик Кларк на высоте в этой съёмке: хоть он и не может с первого раза произнести название альбома группы – “Surrealistic Pillow”, – он тонко и со знанием дела обыгрывает интригу, которая окружала не только группу, но и хипповое движение в Сан-Франциско в целом. Ведь в то время город становился мировым центром движения контр-культуры, а перекрёсток улиц Ashbury и Haight – центром хипповой вселенной.
Ведущий спрашивает девушку из аудитории, была ли она когда-нибудь в Сан-Франциско. Она говорит, что да, посещала, ей понравилось, на что Кларк отвечает: «Я еще никогда не сталкивался с кем-либо, кто мог сказать что-то отрицательное про Сан-Франциско. Сегодня в этом городе есть совершенно новая музыкальная жизнь – там сегодня всё и происходит. Так что у нас в гостях, пожалуй, самая обсуждаемая на сегодня группа во всем мире». Смелое заявление!
Ведущий просит зрителей поприветствовать группу, когда они готовятся исполнить свои хитовые песни «White Rabbit» и «Somebody To Love».
Альбом Surrealistic Pillow, вышедший в феврале 1967 года, был для Jefferson Airplane точкой отсчёта их успеха: именно с него – а точнее, с этих двух песен, - началось триумфальное шествие «сан-франциско саунда» по всему миру.
Обратите внимание: группа выступает под плюсовую фонограмму – а это означает, что они должны изображать игру и пение. И это июль 1967 года – опыта подобных выступлений у Jefferson Airplane наверняка не было.
Состав группы:
Grace Slick (vocals),
Marty Balin (vocals and guitar),
Paul Kantner (vocals and guitar),
Jorma Kaukonen (guitar),
Jack Casady (bass),
Spencer Dryden (drums).
В то время как бас-гитарист Джек Касэди и барабанщик Спенсер Драйден не прилагают особых усилий, чтобы помочь создать достоверную имитацию «живья», Грейс Слик, наоборот, выкладывается по полной: и это несмотря на то, что ей даже не поставили стойку с микрофоном!
Приглядитесь к бас-гитаристу – он очень стильно выглядит, просто из сегодняшнего модного журнала. И явно решил всем показать, что ему не нравится выступать под фонограмму и что его инструмент даже не включен в усилитель: в момент 5:31 на съёмке хорошо видно, что он обмотал свой шнур вокруг грифа.
А как вам Грейс в образе монахини с подведёнными глазами? Именно этот look певица Мадонна скопирует через пару десятков лет. Но для телевидения 1967 года это было очень круто: налицо серьёзный визуальный прорыв.
Забавно, что в песне Somebody To Love прослеживаются вокальные нотки и интонации, которые совсем скоро «всплывут» у Мариски Верес (Mariska Veres) из Shoking Blue – группа как раз была создана в 1967 году. Да и внешне есть определённое сходство, посмотрите.
Кстати, по поводу европейского и американского звучания – лёгкая психоделия Shocking Blue, «встроенная» в хитовые минорные песни и положенная на гораздо более попсовое звучание, мгновенно даёт реакцию в СССР – группа уверенно становятся в один ряд с вышеуказанными «русскими народными».
Недавно – 30 октября - Грейс Слик отпраздновала своё 80-летие.
Время, конечно же, неумолимо, но особый блеск в глазах у Грейс всё же остался. Или мне это показалось?