В мире есть очень много достопримечательностей поражающие своей красотой и грациозностью. Однако, не мало и тех, которые очаровывают своей масштабностью архитектурной мысли века 20, но впоследствии оказываются не нужны людям. Одним из таких ярких примеров является Центральный вокзал города Буффало (Buffalo Central Terminal), штат Нью-Йорк, США.
В конце 19 - начале 20 века Буффало был быстроразвивающимся городом, этому способствовало удачное расположение на полпути из Чикаго в Нью-Йорк и наличие крупнейшего в США внутреннего порта. Буффало также стал центром сталелитейной промышленности страны. До строительства центрального вокзала в Буффало было несколько железнодорожных пассажирских и грузовых станций, которые были построенные еще до гражданской войны в США, и явно не могли удовлетворить потребности жителей города и его предприятия. С 1889 году поднимался вопрос о строительстве нового вокзала, но лишь в 1924 году было принято окончательное решение о строительстве. «Ревущие двадцатые», а именно так современники окрестили этот период, когда повсеместный рост благосостояния укреплял веру лучшее, что рост будет продолжаться до бесконечности.
Центральный вокзал был заложен в 4 километрах от центра Буффало. Планировалось, что разрастающийся город быстро включит в себя эту территорию, а транспортные потоки избавят центр от автомобильных пробок.
Первоначально проект предусматривался для нового нью-йоркского вокзала, но там решение о строительстве не принималось, и проект был представлен городскому департаменту Буффало. Строительство вокзала началось, даже при отсутствии четких договоренностей между железнодорожными компаниями. За пять лет строительства было потрачено 14 миллионов (190 миллионов в нынешних ценах) долларов. На грандиозном открытии 22 июня 1929 года присутствовало более 2500 гостей, мэр города говорил о том, как важен этот вокзал для города.
Вокзал и правда поражал воображение. Основной зал ожидания был размером 69 на 20 метров. Высота купола над залом составляла 17,5 метров. По всей площади зала был мраморный пол, потолки были выложены специальной плиткой для уменьшения акустического шума от походивших поездов, только на эту работу потребовалось 8 месяцев. Стены также были облицованы мрамором, с множеством лепнин и узоров. Стойки касс были покрыты сусальным золотом, а центр зала украшали часы на постаменте. На вокзале был и свой телеграф, ресторан, гостиница, надземный проход к 7 крытым платформам, которые позволяли принимать до 14 поездов одновременно. В вокзальный комплекс входил 15-этажный небоскреб в котором разместились офисы. Имелась даже своя электростанция и котельная.
Новый вокзал символизировал новую эпоху развития города, но все оказалось печально. Меньше, чем через год разразился «черный вторник» на фондовой бирже, и последовавшая за ним Великая депрессия. Фирмы разорялись, доходы населения падали, пассажиропоток упал. Вокзал рассчитанный на город с населением в полтора миллиона человек, оказался не нужен Буффало, где численность населения падала (на момент строительство вокзала численность населения была около 500 тыс. человек, на сегодняшний день около 260 тыс.). Но вокзал пытался «выжить», во время второй мировой войны грузовые терминалы вновь были загружены, однако, даже тогда вокзал был загружен лишь на три четверти. Автомобилизация США 50-х, и кризис 70-х годов окончательно «убили» отрасль железнодорожных перевозок.
Буффало из некогда крупного промышленного центра и транспортного узла деградировал. Ряд городов этого региона получили прозвище «ржавый пояс», из-за упадка тяжелой промышленности.
В 1978 году от вокзала тронулся последний поезд, а в 1980 закрылся последний офис в привокзальном небоскребе. Попытки реанимировать центральный вокзал или хотя бы перепрофилировать его под что-то другое претерпевали неудачу. В 90-е вокзал пострадал от вандалов, окончательно потеряв первоначальную красоту. Группа волонтеров в начале 2000-х годов частично отреставрировали зал ожидания и фасады здания. Иногда здесь проводятся экскурсии для желающих воочию увидеть некогда один из крупнейших вокзалов США.
На сегодняшний день центральный вокзал Буффало внесен в список исторических мест США. Даже сегодня полуразрушенное здание бросается своей массивностью и грациозностью. Величественность мысли и масштабность идеи начала 20 века поражает воображение. Стук колес, проходящих мимо поездов, окончательно погружает в атмосферу вокзала, которую наверняка каждый испытывал при отправлении в путешествие. К сожалению масштабность не всегда уместна, и этот вокзал, как лишнее тому подтверждение, что люди пытаются обогнать время, строят надежды и планы на десятилетия вперед, но время неумолимо ставит все по своим местам, оставляя лишь такие остатки, от некогда грандиозных идей.