Найти тему
Стать моряком

Истории погибших кораблей. Советский пароход Индигирка

Ровно 80 лет назад, случилась одна из крупнейших морских катастроф по количеству жертв. В 1939 году у берегов Японии потерпел крушение советский пароход "Индигирка". Долгие годы этот инцидент был засекречен и не предавался гласности.

Пароход был построен в США, в 1919 году и назывался "Лейк Галва". Длина его составляла 77 метров, ширина 13. Это был грузовой пароход имевший четыре отдельных трюма. Количество кают и спасательных средств было рассчитано на экипаж в количестве 40 человек. На борту имелось две спасательных шлюпки.

В 1938 году пароход был приобретен у американцев Советским Союзом. Он получил имя "Индигирка" и был направлен для работы на линии Магадан - Владивосток. Капитаном был назначен Николай Андреевич Лапшин.

8 декабря "Индигирка" вышла из бухты Нагаево (Магадан) во Владивосток. На борту по разным данным находилось от 1134 до 1173 человек. Из них: 39 членов экипажа, 50 человек этапируемых под конвоем заключенных. Остальные, в большинстве - отбывшие свой срок узники ГУЛага и закончившие путину промысловики.

Так как пароход не был предназначен для перевозки пассажиров, люди размещались в грузовых неотапливаемых трюмах. Нары были установлены только в первом трюме, где разместили этапируемых заключенных. На палубе находились конвоиры. В других трюмах люди лежали в повалку, на чемоданах и своих пожитках.

Во время перехода "Индигирка" попала в сильнейший девяти-бальный шторм, потеряла ориентиры и налетела на камни у берегов Японии. Когда пароход начал тонуть и в трюмы хлынула вода, началась паника. Деревянные трапы в трюмах не выдержали нагрузки и разрушились.

Не дожидаясь команды в две спасательных шлюпки сели 11 человек. На пути к берегу, до которого оставалось около 800 метров, шлюпки перевернуло волной, выбраться на сушу смогли только пятеро.

Фото затопленного парохода сделанное с борта Японского судна
Фото затопленного парохода сделанное с борта Японского судна

Пароход тем временем, лёг на правый борт, большая его часть оказалась затопленной, над водой он возвышался только на четыре метра. Людей смывало в море налетавшими волнами. Первые японские суда смогли подойти для спасения только через полтора суток. Последние 28 человек были сняты с подтопленного парохода 16-го декабря.

В результате крушения, по различным данным погибло от 695 до 750 человек. Большинство из них это бывшие заключенные.

Стоит отметить, что японцы приложили все силы, чтобы спасти попавших в беду советских людей и оказали всю необходимую помощь пострадавшим на берегу. При этом мы находились с японцами практически в состоянии войны. Перемирие после конфликта у Халхин-Гола было подписано только 15 сентября 1939 года.

Основная вина за произошедшее была возложена на экипаж парохода. 25 июня 1940 года капитан "Индигирки" Николай Андреевич Лапшин был расстрелян, а материалы случившегося засекречены.

Памятный монумент в Японии
Памятный монумент в Японии

В 1971 году на берегу рядом с местом гибели парохода, на деньги простых японцев был установлен памятный монумент.

Спасибо Вам за внимание и поддержку!
Оставайтесь с каналом
"Стать Моряком"

Возможно Вам будут интересны статьи по этой тематике:
Истории погибших кораблей. Советский траулер Картли
Истории погибших кораблей. Александр Суворов
Истории погибших кораблей. Паром Эстония