Нога немецкого солдата все же ступила в Москву. Более того, бойцы вермахта во главе с генералами стройными колоннами прошли по Садовому кольцу в самом сердце столицы. Правда, произошло это не в 1941 году, как рассчитывал Гитлер, а три года спустя, а шедшие по московским улицам немцы не имели при себе оружия. Этот парад, произошедший 17 июля 1944 года, стал не символом победы Германии, а символом ее поражения. В тот день москвичи смотрели на невиданное доселе зрелище – марш пленных немцев.
Успех операции «Багратион» оказался ошеломляющим. Немецкие части по всему фронту стремительно отступали, в этой неразберихе подразделения гибли одно за другим, 8 июля 1944 года в котле под Минском капитулировала 4-я армия. Только здесь Красной армии сдались в плен 35 тысяч солдат и офицеров, включая генерал-лейтенанта Винценца Мюллера.
Для того, чтобы показать миру и гражданам своей страны успехи в войне с Германией, власти СССР решили пойти на необычный шаг. Поскольку дефицита в пленных бойцах вермахта не было, 15 июля 1944 года сотрудники НКВД во главе с Лаврентием Берией представили Государственному комитету обороны план конвоирования немецких военнопленных через Москву. Операция, получившая кодовое название «Большой вальс», должна была продемонстрировать не только масштаб поражений Третьего Рейха и силу Красной армии, но и то великодушие, с которым СССР относится к побежденным.
В плане были подробно описаны необходимые мероприятия и маршрут движения. Для парада были отобраны пленные, не имевшие серьезных проблем со здоровьем, все они были хорошо накормлены, хотя возможности помыться и привести в порядок обмундирование им не дали: внешний вид грязных и оборванных немцев должен был наглядно показать тяжелое положение вермахта. Попавшим в плен немецким генералам, коих на параде было 19, разрешили пройти в мундирах со всеми наградами.
17 июля 1944 года с передовицы газеты «Правда», а также из утренних сообщений по радио жители столиц узнали о намеченном на 11 утра параде немецких пленных. Москвичи заполонили указанные в сообщении улицы, чтобы своими глазами увидеть побежденных немецких солдат.
Первая группа пленных в количестве 42 тысяч человек во главе с генерал-лейтенантом Мюллером в назначенное время начала движение по Ленинградскому проспекту, а затем по улице Горького и Садовому кольцу вышла к Курскому вокзалу. Вторая группа в количестве 15 тысяч человек проследовала по Садовому кольцу от площади Маяковского до станции Канатчиково. Во время движения пленных сопровождали пешие и конные конвоиры.
Москвичи по-разному восприняли марш пленных. Кто-то сыпал ругательствами и желал им смерти, кто-то же относился с жалостью к оборванным немцам, кидая им хлеб и картофель. Но каких-либо серьезных эксцессов во время парада замечено не было, и даже дети, за редким исключением, не кидали камнями в тех, кто когда-то бился насмерть с их отцами и братьями. Да и сами немцы шли понуро и молчаливо, видимо, не желая провоцировать жителей страны, которой они причинили столько горя, и чувствуя свою вину за это. Лишь изредка между побежденными и победителями происходили словесные перепалки.
За прошедшими колоннами следовали поливомоечные машины, символизирую очистку страны от грязи захватчиков. Это действие после хмурого прохода немцев повеселило московскую публику, и она стала расходиться по домам в ожидании сводок о новых победах Красной армии. А пленные немцы отправились в лагеря для военнопленных. Вскоре они начнут работать на восстановлении из руин разрушенных домов, заводов, дорог и мостов.
Винценц Мюллер вместе с несколькими другими генералами после парада был направлен в Красногорский лагерь №27. Там он вступил в антифашистскую организацию «Союз немецких офицеров» и по радио активно призывал солдат вермахта прекратить бессмысленное сопротивление и сдаваться в плен. В 1948 году он вернется на родину и с 1952 года будет служить в Национальной народной армии.
«В Москве мы все испытывали смешанные чувства. Это всё равно, что после триумфа упасть на самое дно» - так оценил это событие один из участников марша ефрейтор Карл Хофман. Марш пленных немцев стал предвестником окончательного поражения Германии в войне. Война еще полыхает, но исход ее ясен. Спустя год после парада побежденных Москва встретит парад победителей.
Источники:
Сообщение НКВД СССР № 756/Б от 15 июля 1944 года
Если вам понравилась статья, то рекомендую также прочитать:
О Спасе на Сенной, церкви среди кабаков и притонов;
О Соловках, первом острове ГУЛага;
О Знаменской церкви, снесенной ради метро